Вопрос об открытии и окончательном постижении истины

Опубликовано khantibalo от

Капатика спрашивает об открытии истины, которое было упомянуто в предыдущем ответе Будды.

Будда говорит, что для открытия истины следует найти учителя, но прежде чем поступать к нему в ученики, следует прийти к нему и проверить его на наличие умственных качеств алчности, отвращения и неведения. Комментарий говорит, что хотя Будда обозначает учителя словом "монах, живущий на подаяния", он на самом деле говорит о самом себе. Проверка в отношении всех трёх умственных качеств одинаковая, пример для алчности:

5. Caṅkīsuttaṃ

[И вот как он исследует:] "Есть ли в этом почтенном такие качества, основанные на алчности, что, когда они завладевают его умом, не зная, он может сказать "я знаю", не видя, он может сказать "я вижу", или может поощрять других поступать так, что приведёт к их вреду и страданию на долгое время?"
Исследуя его он познаёт: "У этого почтенного нет качеств, основанных на алчности, что, когда они завладевают его умом, не зная, он может сказать "я знаю", не видя, он может сказать "я вижу", или может поощрять других поступать так, что приведёт к их вреду и страданию на долгое время.
Телесное и речевое поведение этого почтенного такое, как у не подверженного алчности.
И Дхамма, которую проповедует этот почтенный, глубока, трудно увидеть её, трудно понять, она спокойна и возвышенна, недостижима одним лишь размышлением, утончённая, может быть испытана мудрыми. Нелегко подверженному алчности проповедовать такую Дхамму."

 

Поняв что учитель прошёл проверку, искатель истины следует следующим путём:

  1. зарождает доверие к этому учителю
  2. приходит к учителю
  3. находится рядом с учителем
  4. слушает наставление (комм: склоняет ухо с приверженностью)
  5. запоминает учения
  6. исследует смысл запомненных учений (комм: исследует в части смысла и предмета)
  7. принимает эти учения на основе обдумывания (комм: разбирается где что было объяснено - здесь нравственность и т.п. - и на основе этого принимает)
  8. в нём возникает энтузиазм
  9. прилагает усилие (ББ: ведущее к прозрению)
  10. анализирует (комм.: путём непостоянства, страдания и не являющегося мной)
  11. старается (ББ: чтобы с помощью прозрения прийти к надмирской мудрости)
  12. постигает (проясняет для себя) высшую реальность и видит её (комм: постигает ниббану умственным телом и также благодаря разрушению загрязнений ясно видит её же)

Завершая своё объяснение Будда говорит, что таким образом происходит открытие истины, но окончательного достижения истины здесь ещё нет. (ББ пишет, что под открытием истины следует понимать вхождение в поток, комментарий объясняет с помощью концепции благородного пути, не указывая какого именно.) Тогда Капатика спрашивает об окончательном достижении истины. На это Будда отвечает, что оно состоит в повторении, развитии и совершенствовании того же самого (тех же шагов).

Далее Капатика расспрашивает Будду об этих 12 шагах на предмет того, как предыдущий шаг помогает другому. Будда объясняет, что без предыдущего шага каждый последующий не возможен, поэтому предыдущие шаги оказывают большую помощь последующим.