Теории конечности и бесконечности

Опубликовано khantibalo от 17 сентября, 2019 - 13:57

Конспект

Подкомментарий объясняет, что (1 вариант) философы этой категории под словом "мир" понимают себя и провозглашают конечность и бесконечность себя. Они считают собой образ касины в медитации. Или же (2 вариант) джхана и её составляющие считаются собой или миром.

Происхождение взглядов первого философа по сутте

1. Человек занимается медитацией и благодаря собранности ума у него возникает распознавание конечности мира. Он утверждает, что мир конечен и ограничен вокруг.

Комментарий

Этот философ, занимаясь медитацией (на касине), не расширил образ-двойник (касины) до размера мирового элемента. Считая его миром, он распознаёт мир как конечный.

Происхождение взглядов второго философа по сутте

2. Человек занимается медитацией и благодаря собранности ума у него возникает распознавание бесконечности мира.

Комментарий

Этот философ, занимаясь медитацией (на касине), расширил образ-двойник (касины) до размера мирового элемента. Считая его миром, он распознаёт мир как бесконечный.

Происхождение взглядов третьего философа по сутте

3. Человек занимается медитацией и благодаря собранности ума у него возникает распознавание конечности мира сверху и снизу и бесконечности по горизонтали.

Комментарий

Этот философ, занимаясь медитацией (на касине), расширил образ-двойник (касины) по горизонтали (до размера мирового элемента), но не расширил его по вертикали. Считая его миром, он распознаёт мир как конечный сверху и снизу и как бесконечный по горизонтали.

Происхождение взглядов четвёртого философа по сутте

4. Философ, который предаётся исследованию и анализу. Он делает заключение, что мир не является ни конечным ни бесконечным.

Подкомментарий
В отличие от третьего философа, где есть разница в пространстве, здесь проводится разница во времени.
Он делает свой вывод на основании слухов о мудрецах, которые благодаря достижениям в медитации иногда видели личность (себя), здесь называемую миром, как бесконечную. И также он слышал, что те же самые мудрецы иногда видели личность как конечную. Поэтому он отвергает как конечность, так и бесконечность.
Философы этого вида также могут приходить к таким заключениям на основании воспоминаний о прошлых жизнях и прочем.

Даётся и ещё один вариант возникновения подобных взглядов. Философ рассуждает: "Если личность конечна, невозможно было бы вспомнить перерождение в удалённых местах. Если бы она была бесконечной, живущий в этом мире смог бы испытать счастье божеств и страдание адов. Последователь доктрины одновременной конечности и бесконечности допускает обе ошибки, поэтому нельзя объявить личность конечной или бесконечной.

Итог

Комментарий: Взгляды этих философов включаются в суждения о прошлом, потому что они считают свой взгляд следствием лично увиденного ранее.

Подкомментарий: Поскольку эти четыре взгляда возникают из-за убеждения о вечной личности, которая конечна и т.д., эти философы относятся к последователям доктрин о вечности.

Отображение колонок
english Бхиккху Бодхи
<<Назад
Подкомментарий к теориям о частичной вечности
Оглавление Далее>>
Подкомментарий к теориям конечности и бесконечности
Пали - CST Комментарии
Antānantavādavaṇṇanā ¶
53. Antānantikāti antānantavādā, antaṃ vā anantaṃ vā antānantaṃ vā nevantānānantaṃ vā ārabbha pavattavādāti attho. ¶
54. Antasaññīlokasmiṃ viharatīti paṭibhāganimittaṃ cakkavāḷapariyantaṃ avaḍḍhetvā taṃ – "loko"ti gahetvā antasaññī lokasmiṃ viharati, cakkavāḷapariyantaṃ katvā vaḍḍhitakasiṇo pana anantasaññī hoti, uddhamadho avaḍḍhetvā pana tiriyaṃ vaḍḍhetvā uddhamadho antasaññī, tiriyaṃ anantasaññī.
Takkīvādo vuttanayeneva veditabbo.
Ime cattāropi attanā diṭṭhapubbānusāreneva diṭṭhiyā gahitattā pubbantakappikesu paviṭṭhā.
<<Назад
Подкомментарий к теориям о частичной вечности
Оглавление Далее>>
Подкомментарий к теориям конечности и бесконечности

Редакция перевода от 10.07.2020 19:12