Два альтернативных пути к освобождению?

Опубликовано khantibalo от

Исследование некоторых важных сутт показывает, что путь к освобождению от страданий объясняется несколько по-разному. Хотя в Б8П присутствует как развитие 4 способов установления памятования, так и 4 джхан, складывается впечатление, что они являются альтернативными способами достижения освобождения.

Схема ДН2:

  1. Нравственность
  2. Охрана дверей чувств
  3. Памятование и осознание (приводится формула развития осознания)
  4. Удовлетворённость
  5. Устранение 5 помех
  6. 4 джханы
  7. Сверхзнания: знание прозрения, создание тела из ума, сверхспособности (нескольких видов), знание прекращения влечений
  8. Освобождение с помощью знания прекращения влечений

Получается, что основным инструментом здесь являются именно джханы, а памятование как таковое лишь упоминается всколзь. Здесь также нет развития факторов постижения.

Схема МН 118:

  1. Памятование о дыхании
  2. 4 способа установления памятования
  3. 7 факторов постижения
  4. Ясное знание и освобождение

В этом тексте джханы напрямую не упоминаются, хотя в Висуддхимагге говорится, что "ощущая восторг" и "ощущая счастье" во второй четвёрке 16-шаговой формулы относится к джханам. При этом там же, в Висуддхимагге даётся способ достижения архатства путём развития только первой четвёрки в памятовании о дыхании. (НО восторг в факторах постижения - восторг джханы?)

В комментарии к ДН 15 с опорой на Абхидхамму указывается, что архатство может быть достигнуто как с помощью любой из джхан, так и только с помощью практики прозрения:

Sattaviññāṇaṭṭhitivaṇṇanā

"Освобождённый мудростью": освобождённый с помощью мудрости.
Обеспечив [будущее] нефункционирование материального тела и умственного тела он освобождён одной лишь силой мудрости без осуществления восьми освобождений.
Эти [освобождённые мудростью] могут быть пяти видов: практикующй только прозрение ("сухое прозрение") и также те, кто достиг архатства, пребывая в первой и прочих джханах.
Сказано: "Какой индивид освобождён мудростью?
Здесь некий индивид не пребывает соприкоснувшись телом с восемью освобождениями, но увидев с помощью мудрости его влечения уничтожены. Этот индивид называется освобождённым мудростью."

ДН 22/МН 10, где описывается практика прозрения в виде четырёх способов установления памятования, начинается со слов ekāyano ... maggo (см. тут). В своей сноске к переводу МН 10 Бхиккху Бодхи пишет, что на основании употребления слова ekāyano в МН 12 можно заключить, что речь о пути, ведущим прямо к цели освобождения. По его словам, можно предположить, что так сказано, чтобы показать отличие пути установления памятования от пути через джханы или возвышенные состояния (брахмавихары), которые могут увести в сторону от цели. Комментарий к МН 10 в своём достаточно подробном исследовании этих слов не даёт такого объяснения.

Комментарии

В связи с тем, что в Б8П присутствует как 4 способа установления памятования, так и 4 джханы, разыскиваются материалы по Б8П, где было бы объяснено как взаимодействуют факторы или в какой последовательности их нужно развивать.
Объяснения самих факторов в достаточном количестве собраны тут
https://www.theravada.su/node/3086
В МН117 даётся объяснение как совершенный взгляд питает остальные факторы, но его явно недостаточно
https://tipitaka.theravada.su/node/table/1707