Наставление Сингале - siṅgālasuttaṃ (ДН31)

Опубликовано khantibalo от 15 января, 2019 - 19:30

Будда объясняет молодому домохозяину как избежать зла и добиться гармонии в семейной и общественной жизни.

На основе перевода, взятого отсюда с уточнениями по полностью переведённому комментарию.

<<Назад
Наставление о знании начала - aggaññasuttaṃ (ДН 27)
Оглавление Далее>>
Наставление у города Атаната (āṭānāṭiyasuttaṃ - ДН 32)
Перевод Таблица Оригинал

Так я слышал: однажды Благословенный жил в Раджагахе, в бамбуковой роще, в месте кормления белок. В то время Сингалака - сын домохозяина, поднявшись рано утром, выйдя из Раджагахи, с влажной одеждой и влажными волосами, поклонялся соединёнными вместе руками различным сторонам света - востоку, югу, западу, северу, надиру и зениту.

Тогда Благословенный встал рано утром, оделся и, взяв одеяние и сосуд для подаяния, отправился в Раджагаху за едой. И Благословенный увидел Сингалаку - сына домохозяина, вставшего рано утром, вышедшего из Раджагахи с влажной одеждой и влажными волосами, поклоняющегося соединёнными вместе руками различным сторонам света - востоку, югу, западу, северу, надиру и зениту. Увидев Сингалаку - сына домохозяина [Благословенный] сказал ему так: "Почему вы, о сын домохозяина, встали рано утром, и, выйдя из Раджагахи с влажной одеждой и влажными волосами, поклоняетесь соединёнными вместе руками различным сторонам света - востоку, югу, западу, северу, надиру и зениту?"

"Почтенный, мой отец при смерти сказал мне: "Милый, тебе надлежит поклоняться сторонам света". Почтенный, я, уважая, чтя, почитая и соблюдая это слово моего отца, встал рано утром, вышел из Раджагахи с влажной одеждой и влажными волосами, и поклоняюсь соединёнными вместе руками различным сторонам света - востоку, югу, западу, северу, надиру и зениту."

Шесть сторон света

"О сын домохозяина, не так нужно поклоняться шести сторонам света согласно дисциплине благородных".

"Но как же, о почтенный, нужно поклоняться шести сторонам света согласно дисциплине благородных? Было бы хорошо, о почтенный, если Благословенный преподал бы мне учение о том, как нужно поклоняться шести сторонам света согласно дисциплине благородных."

"Тогда, о сын домохозяина, слушай и тщательно внимай, я буду говорить."

"Да будет так, почтенный", - отвечал Благословенному Сингалака, сын домохозяина.

И Благословенный говорил так: "О сын домохозяина, ввиду того, что ученик благородных (1) отказался от четырёх загрязняющих (загрязнённых) поступков, (2) не совершает дурных поступков по четырём основаниям, (3) избегает шести каналов растраты богатства, он таким образом отстранился от этих четырнадцати порочных вещей, с защищёнными шестью сторонами света вступает на путь, ведущий к победе в обоих мирах. Он благополучен в этом самом мире и в следующем. После разрушения тела, после смерти, он возрождается в благом уделе, в счастливом мире.

Четыре загрязняющих поступка

(1) "Каковы четыре загрязняющих поступка, от которых он отказался? О сын домохозяина, убийство живых существ - это загрязняющий поступок, взятие неданного - загрязняющий поступок, дурное сексуальное поведение - загрязняющий поступок, ложная речь - загрязняющий поступок. Таковы четыре загрязняющих поступка, от которых он отказался".

Так сказал Благословенный. Сказав это, Достигший блага учитель добавил:

"Убийство живых существ, взятие неданного, произнесение ложных речей
и посещение чужой жены мудрые не хвалят".

Четыре основания

(2) "По каким четырём основаниям он не совершает дурных поступков? Человек совершает дурной поступок, последовав дурному образу поведения под действием желания, совершает дурной поступок, последовав дурному образу поведения под действием отвращения, совершает дурной поступок, последовав дурному образу поведения под действием заблуждения, совершает дурной поступок, последовав дурному образу поведения под действием страха. О сын домохозяина, поскольку последователь благородных не следует дурному образу поведения под действием желания, не следует дурному образу поведения под действием отвращения, не следует дурному образу поведения под действием заблуждения, не следует дурному образу поведения под действием страха, он не совершает дурных поступков по этим четырём основаниям."

Так сказал Благословенный. Сказав это, Достигший блага учитель добавил:

"У того, кто из-за желания, отвращения, заблуждения или страха преступает Дхамму, Комментарий
репутация утрачивается как луна, идущая на убыль.
У того, кто из-за желания, отвращения, заблуждения или страха не преступает Дхамму
репутация увеличивается как растущая луна".

Шесть каналов растраты богатства

(3) "Каковы шесть каналов растраты богатства, которых он избегает? О сын домохозяина, употребление опьяняющих веществ, приводящих к беспечности, является каналом растраты богатства, разгуливание по улицам в неподходящее время является каналом растраты богатства, частое посещение ярмарок является каналом растраты богатства, пристрастие к азартным играм, вызывающим беспечность, является каналом растраты богатства, связь с порочными друзьями является каналом растраты богатства, приверженность лени является каналом растраты богатства.

Шесть опасностей опьяняющих веществ

О сын домохозяина, таковы шесть опасностей употребления опьяняющих веществ, приводящих к беспечности. (1) потеря нынешнего богатства, (2) увеличение ссор, (3) подверженность болезням, (4) приобретение порочной репутации, (5) обнажение интимных мест, (6) ослабление понимания. Таковы, о сын домохозяина, шесть опасностей употребления опьяняющих веществ, приводящих к беспечности.

Шесть опасностей разгуливания по улицам в неподходящее время

О сын домохозяина, таковы шесть опасностей разгуливания по улицам в неподходящее время. (1) он сам незащищен и не охраняем, (2) его жена и дети незащищены и неохраняемы, (3) его имущество незащищено и не охраняемо, (4) его подозревают в дурных поступках, (5) про него расходятся ложные слухи, (6) он встречается со многими неприятностями. Таковы, о сын домохозяина, шесть шесть опасностей разгуливания по улицам в неподходящее время.

Шесть опасностей частого посещения ярмарок

О сын домохозяина, таковы шесть опасностей частого посещения ярмарок. [Он спрашивает]: (1) где танцы? (2) где пение? (3) где музыка? (4) где декламация? (5) где аплодисменты? (6) где бьют в барабаны? Таковы, о сын домохозяина, шесть опасностей частого посещения ярмарок.

Шесть опасностей азартных игр, вызывающих беспечность

О сын домохозяина, таковы шесть опасностей пристрастия к азартным играм, вызывающим беспечность. (1) победитель вызывает ненависть, (2) проигравший горюет о потерянном богатстве, (3) потеря нынешнего богатства, (4) на собрании его словам не придают значения,(5) его презирают друзья и партнёры, (6) он не востребован берущими жену или отдающими в жёны, потому что люди говорят, что он игрок и не может содержать жену. Таковы, о сын домохозяина, шесть опасностей пристрастия к азартным играм, вызывающим беспечность.

Шесть опасностей связи с порочными друзьями.

О сын домохозяина, таковы шесть опасностей связи с порочными друзьями. Когда любители азартных игр, люди с пристрастиями, пьяницы, жулики, мошенники, бандиты - его друзья и товарищи. Таковы, о сын домохозяина, шесть опасностей связи с порочными друзьями.

Шесть опасностей приверженности лени

О сын домохозяина, таковы шесть опасностей приверженности лени. Он не работает, говоря: (1) что слишком холодно, (2) что слишком жарко, (3) что слишком поздно, (4) что слишком рано, (5) что он очень голоден,(6) что он очень наелся. Живя таким образом, он оставляет много обязанностей невыполненными, не приобретает нового богатства, а богатство, которое он уже приобрёл, истощается. Таковы, о сын домохозяина, шесть опасностей приверженности лени."

Так сказал Благословенный. Сказав это, Достигший блага учитель добавил:

"Он друг по бутылке;
он [только] говорит, 'друг, друг'.
Тот, кто при возникшей потребности
остаётся товарищем - тот и есть друг.
Поздний сон, посещение чужой жены,
проявление враждебности, нанесение вреда (бесполезность),
порочные друзья, скаредность
- эти шесть причин разрушают человека.
Человек, у которого порочные товарищи и друзья,
проводит время в порочных поступках.
В этом и в следующем -
в обоих мирах его ждет крах.
Кости (азартные игры), женщины, алкоголь, танцы, пение,
сон днём, гуляние в неподходящие часы,
порочные товарищи, скаредность -
эти девять причин разрушают человека.
Кто играет в кости и пьёт опьяняющие напитки,
ходит к женщинам, которые дороги другим как жизнь,
водится с низкими людьми, а не с почтенными -
он убывает, как луна на ущербе.
Кто пьян, беден, нищ,
из-за жажды приходит напиться в киоск у дороги, Комментарий
тонет в долгах как камень в воде,
быстро останется без родственников. Комментарий
Кто привык спать днём и считает ночь временем просыпаться,
всегда пьян и нетрезв, не может содержать домохозяйство. Комментарий
Кто говорит, что слишком жарко, слишком холодно, слишком поздно,
забрасывает свои дела - так молодёжь упускает возможности. Комментарий
Но тот, кто обращает на холод или жару не больше внимания, чем на стебельки травы,
и выполняет мужскую работу, не упускает удачи". Комментарий

Враги в облике друзей

"О сын домохозяина, следующих четырёх следует определять как врагов в облике друзей: (1) того, кто присваивает чужое имущество, следует определять как врага в облике друга; (2) того, кто помогает только на словах, следует определять как врага в облике друга; (3) того, кто льстит, следует определять как врага в облике друга; (4) товарища по растрате следует определять как врага в облике друга.

О сын домохозяина, четырьмя способами того, кто присваивает чужое имущество, следует определять как врага в облике друга: (1) он присваивает чужое имущество, (2) он дает немного и хочет многого, (3) он выполняет свои обязанности из страха, (4) он общается ради собственной выгоды. Этими четырьмя способами того, кто присваивает чужое имущество, следует определять как врага в облике друга.

О сын домохозяина, четырьмя способами того, кто помогает только на словах, следует определять как врага в облике друга: (1) он встречает прошлым, (2) он встречает будущим, (3) он принимает [гостя] пустыми словами, (4) когда возникают какие-то дела [где требуется его помощь] он указывает на [собственное] несчастье. Этими четырьмя способами, о сын домохозяина, того, кто помогает только на словах, следует определять как врага в облике друга.

О сын домохозяина, четырьмя способами того, кто льстит, следует определять как врага в облике друга: (1) он одобряет плохое, (2) он [неуместно] одобряет хорошее, (3) он хвалит его в его присутствии, (4) он ругает его в его отсутствии. Этими четырьмя способами, о сын домохозяина, того, кто льстит, следует определять как врага в облике друга.

О сын домохозяина, четырьмя способами товарища по растрате следует определять как врага в облике друга: (1) он товарищ в пристрастии к опьяняющим веществам, которые вызывают беспечность, (2) он товарищ в разгуливании по улицам в неподходящее время, (3) он товарищ в частом посещении ярмарок, (4) он товарищ в пристрастии к азартным играми, которые вызывают беспечность. Этими четырьмя способами, о сын домохозяина, товарища по растрате следует определять как врага в облике друга."

Так сказал Благословенный. Сказав это, Достигший блага учитель добавил:

"Друг, который присваивает чужое имущество, друг, который помогает только на словах,
Друг, который льстит, товарищ по растрате,
Эти четверо - недруги. Мудрый человек, зная об этом,
держится от них на расстоянии, как от опасной дороги.

Добросердечные друзья

О сын домохозяина, этих четырёх нужно определять как добросердечных друзей: того, (1) кто помогает, следует определять как добросердечного друга, (2) кто остаётся таким же в счастье и в горе следует определять как добросердечного друга, (3) кто объясняет, что вам полезно, следует определять как добросердечного друга, (4) кто сочувствует следует определять как добросердечного друга.

О сын домохозяина, четырьмя способами того, кто помогает, следует определять как добросердечного друга: (1) он защищает вас, когда вы в беспечном состоянии, (2) он защищает ваше имущество, когда вы в беспечном состоянии, (3) он становится прибежищем, когда вы испуганы, (4) в возникших делах [когда что-то нужно] даёт в два раза больше. Комментарий Этими четырьмя способами, о сын домохозяина, того, кто помогает, следует определять как добросердечного друга.

О сын домохозяина, четырьмя способами, того, кто остается таким же в счастье и в горе, следует определять как добросердечного друга: (1) он рассказывает вам свои тайны, (2) он хранит ваши тайны, (3) он не бросает вас в беде, (4) он готов пожертвовать своей жизнью ради вас. Этими четырьмя способами, о сын домохозяина, того, кто остаётся таким же в счастье и в горе, следует определять как добросердечного друга.

О сын домохозяина, четырьмя способами того, кто объясняет что вам полезно, следует определять как добросердечного друга: (1) он удерживает от вас от зла, (2) он ведёт вас к благому, (3) он рассказывает вам то, что вы не слышали, (4) он указывает путь в благой удел. Этими четырьмя способами, о сын домохозяина, того, кто объясняет что вам полезно, следует определять как добросердечного друга.

О сын домохозяина, четырьмя способами того, кто сочувствует нужно определять как добросердечного друга: (1) он не радуется при вашей неудаче, (2) он радуется вашему успеху, (3) он не даёт другим плохо говорить о вас, (4) он хвалит тех, кто хорошо отзывается о вас. Этими четырьмя способами, о сын домохозяина, того, кто сочувствует, нужно определять как добросердечного друга."

Так сказал Благословенный. Сказав это, Достигший блага учитель добавил:

"Друг, который помогает, друг в счастье и в горе,
друг, который объясняет что вам полезно, и друг, который сочувствует.
Эти четыре - друзья. Мудрый человек, зная об этом,
тщательно о них заботится, как мать о своём ребёнке.
Мудрый и нравственный сияет, как пылающий огонь.
У накапливающего богатства, как пчела собирает мед,
богатства идут к увеличению, как муравейник.
Накопленного таким образом богатства достаточно для семьи и домашней жизни.
Пусть он разделит своё богатство на четыре части: так он скрепляет дружбу.
Одну часть пусть он использует [для своих потребностей], две части - вкладывает в своё дело,
И четвёртую часть сохранит на случай будущих несчастий.

Защита шести сторон света

"И как, о сын домохозяина, последователь благородных защищает шесть сторон света? Вот что, о сын домохозяина, следует считать шестью сторонами света. Родителей нужно считать востоком, учителей - югом, жену и детей - западом, друзей и партнеров - севером, рабов и работников - надиром, отшельников и брахманов - зенитом.

Пятью способами, о сын домохозяина, ребёнок должен служить своим родителям как востоку: (1) я буду поддерживать их, поддержавших меня, (2) я буду выполнять их обязанности, (3) я буду сохранять семейную традицию, (4) я [заслуженно] приму наследство, (5) кроме того, я буду раздавать милостыню в память моих умерших родственников. Пятью способами, о сын домохозяина, родители, которым ребёнок служит как востоку, отплачивают ему: (1) они удерживают его от порока, (2) они приводят его к благому, (3) они обучают его профессии, (4) устраивают брак с подходящей супругой, (5) в надлежащее время они вручают ему наследство. Этими пятью способами, о сын домохозяина, родители, которым ребёнок служит пятью способами как востоку, отплачивают ему. Таким образом восточная сторона становится защищена, спокойна и безопасна.

Пятью способами, о сын домохозяина, ученик должен служить учителю как югу: (1) путём вставания, (2) заботясь о нем, (3) желанием слушать, (4) ухаживая за ним, (5) почтительным усваиванием знаний. Пятью способами, о сын домохозяина, учителя, которым так служат как югу их ученики, отплачивают ученикам: (1) прививают хорошую дисциплину, (2) они следят за хорошим усвоением знаний, (3) они обучают их всем областям знаний, (4) рекомендуют их друзьям и партнёрам, (5) обеспечивают безопасность со всех сторон. Этими пятью способами, о сын домохозяина, учителя, которым пятью способами служат как югу их ученики, отплачивают им. Таким образом южная сторона становится защищена, спокойна и безопасна.

Пятью способами, о сын домохозяина, должен муж служить жене как западу: (1) уважительно обращаться с ней, (2) избегать неуважительного обращения, (3) быть верным ей, (4) передавать ей полномочия, (5) обеспечивать её украшениями. Жена, которой её муж так служит как западу, отплачивает своему мужу пятью способами: (1) она хорошо исполняет свои обязанности, (2) она хорошо относится к окружению, (3) она верна, (4) она сберегает принесённые [мужем] вещи, (5) она искусна и не ленива при исполнении всех своих обязанностей. Этими пятью способами, о сын домохозяина, жена, которой муж служит пятью способами как западу, отплачивает ему. Таким образом западная сторона становится защищена, спокойна и безопасна.

Пятью способами, о сын домохозяина, должен выходец из [благородного] рода служить своим друзьям и партнёрам как северу: (1) щедростью, (2) вежливой речью, (3) быть полезным, (4) быть беспристрастным, (5) честностью. Друзья и партнёры, которым выходец из [благородного] рода так служит как северу, отплачивают ему пятью способами: (1) они защищают его, когда он беспечен, (2) они защищают его имущество, когда он беспечен, (3) они являются прибежищем, когда он боится, (4) они не оставляют его в беде, (5) они оказывают внимание следующим поколениям его потомков. Комментарий Этими пятью способами, о сын домохозяина, друзья и партнёры, которым выходец из [благородного] рода служит пятью способами как северу, отплачивают ему. Таким образом северная сторона становится защищена, спокойна и безопасна.

Пятью способами, о сын домохозяина, должен хозяин служить своим рабам (слугам) и работникам как надиру: (1) назначая им работу согласно их способностям, (2) обеспечивая их пищей и заработной платой, (3) ухаживая за ними в болезни, (4) делясь с ними лакомствами, (5) в надлежащее время предоставляя им отпуск. Слуги и работники, о сын домохозяина, которым их хозяин так служит как надиру, отплачивают ему пятью способами: (1) они встают раньше него, (2) они ложатся спать после него, (3) они берут только то, что им дают, (4) они хорошо исполняют свои обязанности , (5) они поддерживают его доброе имя и славу. Этими пятью способами, о сын домохозяина, рабы и работники, которым хозяин служит пятью способами как надиру, отплачивают ему. Таким образом надир становится защищён, спокоен и безопасен.

Пятью способами, о сын домохозяина, должен домохозяин служить отшельникам и брахманам как зениту: (1) дружелюбными поступками тела, (2) дружелюбными поступками речи, (3) дружелюбными поступками ума, (4) не закрывая для них двери, (5) обеспечивая их материальные потребности. Комментарий Отшельники и брахманы, которым домохозяин так служит как зениту пятью способами, отплачивают ему шестью способами: (1) они удерживают его от зла, (2) они ведут его к благому, (3) они заботятся о нём благими мыслями, (4) они рассказывают ему то, что он не слышал, (5) они очищают то, что он услышал, (6) они указывают путь в благой удел. Этими шестью способами, о сын домохозяина, отшельники и брахманы, которым выходец из [благородного] рода служит пятью способами как зениту, отплачивают ему. Таким образом зенит становится защищён, спокоен и безопасен."

Так сказал Благословенный. Сказав это, Достигший блага учитель добавил:

"Мать и отец - восточная сторона, учителя - южная,
жена и дети - западная сторона, друзья и партнёры - северная.
Слуги и работники - надир, отшельники и брахманы - зенит;
пусть он почитает эти стороны света, что достаточно для семьи и домашней жизни. Комментарий
Кто мудр и нравственен, мягок и сообразителен,
скромен и не горделив - тот обретает славу.
Кто энергичен и не ленив, непоколебим в беде,
безупречен в манерах и мудр - тот обретает славу.
Кто сплачивает и завоёвывает друзей, чуткий и не жадный,
наставник, проводник и лидер - тот обретает славу.
Щедрость, добрые слова и поведение во благо другим,
беспристрастность ко всему, как уместно для того или иного [человека] -
эти четыре сплачивающих отношения для мира как чека для движущейся колесницы.
Если бы этих сплачивающих отношений не было, ни мать заслуживающего от детей
уважения и почтения не получит, ни отец.
Так как мудрые высоко ценят эти сплачивающие отношения,
то они достигают величия и заслуживают похвалы. Комментарий

Когда так было сказано, Сингалака, сын домохозяина, обратился к Благословенному следующими словами: "Превосходно, о почтенный! Превосходно, о почтенный! Как перевёрнутое ставят правильно, открывают скрытое, указывают путь заблудившемуся, вносят светильник во тьму, чтобы имеющие глаза могли видеть образы, так и Благословенный разъяснил истину многими способами. Я иду к Благословенному, Дхамме и общине монахов как к прибежищу. Пусть Благословенный запомнит меня как мирского последователя, принявшего прибежище отныне и до конца жизни."

Закончено наставление Сингале, восьмое в главе.

<<Назад
Наставление о знании начала - aggaññasuttaṃ (ДН 27)
Оглавление Далее>>
Наставление у города Атаната (āṭānāṭiyasuttaṃ - ДН 32)

Редакция перевода от 22.03.2019 17:55