Помехи медитации (резюме)

Опубликовано khantibalo от

Ахара сутта содержит описание того, чем питаются 5 помех и как лишить их питания. Комментаторское объяснение 5 помех и их преодоления.

На основе книги Аджана Брахма

Пять помех являются главным врагом медитации и их преодоление обязательно для вхождения в глубокую медитацию, в особенности в джханы. Будда называл помехи таким образом: чувственное желание (kāmacchanda), недоброжелательность (vyāpāda), лень и сонливость (thīnamiddha), неугомонность и угрызения совести (uddhacca-kukucca) и неуверенность (vicikicchā).

Чувственное желание

Способ предотвращения по ахара сутте: основательное внимание к представлению непривлекательности, избегание неосновательного внимания к представлению привлекательности.

Помимо собственно желания чувственных удовольствий в это входит вовлечённость в мир пяти чувств в целом. Отпусканию чувственного желания способствуют подходящие условия для практики: тишина, удобная поза и т.п. Первый этап в отпускании чувственного желания - памятование о настоящем моменте. Оно позволяет отсечь воспоминания о прошлом и планы на будущее.

Второй этап состоит в безмолвном пребывании в настоящем моменте, состоящий в оставлении мысленных конструкций. Одной из разновидностей чувственного желания является размышление о чувственном мире, в которое входят сексуальные фантазии и даже мысли о завтраке. Это преодолевается путём понимания, что возвышенные состояния медитации приятнее любых чувственных удовольствий.

В процессе непрерывного удержания внимания на дыхании может возникнуть ощущение исчезновения частей тела. Это вызывает страх, что тоже является работой чувственного желания. При возникновении медитативного знака чувственные желания полностью устраняются и практикующий испытывает блаженство, не исходящее от пяти чувств, которое достигает своей кульминации в джхане.

Недоброжелательность

Способ предотвращения по ахара сутте: основательное внимание к освобождению разума с помощью дружелюбия, избегание неосновательного внимания к представлению возмущения.

Основная форма - ненависть и отвращение к другому человеку. Ненависть по отношению к другим преодолевается с помощью развития сострадания к ним (путём размышления об огромном количестве страданий). Но также недоброжелательность может принимать и другие формы, такие как недоброжелательность к самому себе из-за чувства вины. Западные практикующие часто ощущают, что не заслуживают блаженства, испытываемого в медитации. Для преодоления следует практиковать медитацию дружелюбия к себе. Необходимо простить себя что бы вы не совершали в прошлом.

Недоброжелательность к медитации или её объекту проявляется в виде мыслей: «Ну вот, опять всё сначала…», «Это будет непросто», «Не очень хочется этим заниматься», «Я должен это делать, потому что так практикуют», «Я должен быть хорошим буддистом, а это именно то, что делают буддисты». Для преодоления этой помехи следует развивать дружелюбие по отношению к объекту медитации путём размышления, что во время медитации не нужно работать и суетиться, а можно быть рядом с лучшим другом. Не бросайте объект медитации как не бросили бы своего ребёнка.

Лень и сонливость

Способ предотвращения по ахара сутте: основательное внимание к элементу энтузиазма, элементу старания, элементу решительности; избегание неосновательного внимания к унынию, вялости, зевоте, опьяненности едой, и медлительности ума.

Эта помеха соответствует притуплению ума в медитации. Способом её преодоления является примирению с ленью и сонливостью, а не война с ней. Кроме того, эти помехи могут возникать из-за усталости, когда мы занимаемся медитацией сразу после интенсивной работы.

Средством преодоления служит размышление о ценности человеческой жизни, неопределённости момента смерти, будущих опасностях.

Помехи могут возникать в результате недоброжелательности к условиям практики, от скуки или стремления скоротать время.

Неугомонность и угрызения совести

Способ предотвращения по ахара сутте: основательное внимание к спокойствию разума, избегание неосновательного внимания к неспокойствию разума.

Неугомонность порождается неудовлетворённостью ничего не деланием, склонностью искать во всём недостатки, неудовлетворённость имеющимся у нас. Для преодоления следует развивать удовлетворённость продвижением в медитации, условиями практики и прочим тем, на что направлены наши мысли. Это делается путём анализа мыслей и поиска в них неудовлетворённости. Вспомнить слово "удовлетворённость" или подумать о неугомонности как о хозяине, всё время отдающим команды. Неудовлетворённость может быть в отношении медитативного знака, когда он возник, что он недостаточно хорош или не расцветает в джхану когда вы хотите.

Угрызения совести соответствует опасениям о последствиях дурных поступков. Для преодоления можно вспомнить, что даже ангулимала смог стать арахантом. Ключом является прощение себя, отпускание прошлого из-за невозможности его изменить, способность и желание учиться на своих ошибках.

Неуверенность

Способ предотвращения по ахара сутте: основательное внимание к различным видам поведения - благотворным и неблаготворным и др.

Неуверенность может быть в учении, учителе или в самом себе. Неуверенность в учении преодолевается путём уверенности в том, что медитация может принести красивые плоды. неуверенность в учителе устраняется путём наблюдения за учителем и проверке действительно ли он практикует то, что говорит. Неуверенность в себе может быть преодолена с помощью ободрения со стороны учителя либо путём решимости достичь всего, что пожелаешь.

Неуверенность может быть в отношении переживаемого в настоящий момент: "Это точно джхана или нет?". В этом случае следует постараться сделать ум насколько более спокойным, отпустить всё и наслаждаться покоем.

Общие замечания

В процессе медитации следует обнаруживать помехи и устранять их. Помехи появляются в пространстве между наблюдающим и наблюдаемым. Следует поместить туда доброжелательность и никогда не контролировать и не вмешиваться в то, что познаётся.

Перед началом медитации следует вспомнить ту помеху, которая у вас проявляется чаще всего. Предупредите себя и высматривайте её в пространстве между наблюдающим и наблюдаемым.

Временами у практикующих ум входит в состояние бешеного слона. В этом случае не следует использовать силу, а помириться с ним. Следует подумать об уме как о дорогом человеке, которому прощается любое неприглядное поведение.

Время, на которое помехи устраняются зависит от глубины медитации, потом они возвращаются. Полностью уничтожить их позволяет практика прозрения.