Медитация при ходьбе (резюме)

Опубликовано khantibalo от

На основе статьи дост. Силананды

Хотя в палийском каноне Будда не давал подробные и точные указания по медитации при ходьбе, мы считаем, что в других случаях ученики получали от него такие инструкции. Вероятно, последователи Будды запомнили сказанное и передавали это учение из поколения в поколение. Кроме того, учителя прошлого могли сами составить подобные инструкции на основе собственного опыта практики. В настоящее время мы обладаем весьма подробными указаниями по медитации при ходьбе.

Давайте теперь приступим к непосредственному рассмотрению способа практики данного вида медитации. Если вы только начинаете практику, то вам следует сосредоточиться только на одном явлении. Вам нужно будет совершать шаги с памятованием, мысленно отмечая их: "шаг, шаг, шаг" или "левой, правой, левой, правой". В процессе этой медитации вы можете начать двигаться медленнее, чем обычно.

Далее вы можете перейти к отслеживанию двух событий: (1) подъём ноги, (2) опускание ноги. В этом процессе следует мысленно отмечать их: "подъём, опускание". Вы должны стараться отслеживать две фазы каждого шага: "подъём, опускание, подъём, опускание". Затем можно перейти к отслеживанию трёх фаз: (1) поднятие ноги, (2) перемещение её вперед, (3) опускание ноги. Далее можно отслеживать четыре стадии ходьбы: (1) поднятие ноги, (2) перемещение её вперёд, (3) опускание ноги, (4) касание или прижатие ноги к земле. Следует тщательно поддерживать памятование, мысленно отмечая каждую из четырёх стадий движения: "подъём, перемещение вперёд, опускание, прижатие".

Может помочь также отмечание точек пути. В начале пути вы можете отмечать "начало", в середине "середина", а в конце "конец". Через какой-то промежуток времени вы можете поменять начало и конец. Также можно останавливаться на время, отмечая это отметкой "стою". Во время ходьбы следует сосредоточиться на подошвах ног и ощущениях, возникающих там.

Первое время практикующим трудно замедлить движение, но благодаря рекомендации быть особенно внимательным ко всем перемещениям и, по мере того как внимание усиливается, шаг замедлится автоматически. Не следует принудительно снижать скорость, потому что с усилением внимания оно произойдёт само собой. Во время движения на автомобиле по скоростной дороге, вы можете ехать со скоростью 100, 150 или даже 200 километров в час. На такой скорости будет невозможно прочесть некоторые указатели. Если вы захотите их прочесть, придётся снизить скорость. Никто не просит водителя замедлить движение, но, желая прочесть указатели, он будет автоматически нажимать на тормоз. Именно по этому же принципу, если практикующий хочет более внимательно отслеживать поднятие, перемещение вперёд, опускание и прижатие ноги, то он автоматически снизит скорость ходьбы. Только при медленном движении возможна подлинное памятование и тщательное отслеживание этих движений.

Даже замедлив движение и полностью сосредоточившись, практикующие могут не заметить некоторых его фаз. Точные рамки каждой стадии могут ещё недостаточно четко определяться, создавая впечатление шага как одного последовательного движения. По мере роста сосредоточения, практикующие начинают всё более чётко различать отдельные его составляющие. Среди них легче всего выделить четыре вышеперечисленные. Появится точное осознание, что поднятие ноги отлично от перемещения её вперёд, а перемещение вперёд отличается от поднятия или опускания. Практикующий начинает чётко понимать каждое движение в отдельности. Любое явление, по отношению к которому он развивает памятование, будет чётким и ясным в его сознании.

Медитация при ходьбе также может использоваться для отслеживания четырёх первичных элементов: элемента твёрдости, элемента текучести, элемента тепла и элемента движения. Также на её основе можно отслеживать умственно-материальные составляющие, а затем и три характеристики.

До начала практики медитации при ходьбе, практикующие могут считать, что шаг – это одно целое движение. В процессе данной медитации они замечают, что на самом деле имеют место как минимум 4 движения, а при более глубоком рассмотрении каждое из них состоит из миллионов едва видимых движений. Практикующие видят возникновение и исчезновение умственного и материального, из чего следует их изменчивость. Обычная человеческая способность к пониманию не даёт возможности заметить изменчивость, скрытое под маской непрерывности. Мы думаем, что наблюдаем одно непрерывное движение, но при внимательном рассмотрении эта иллюзия исчезает. Она исчезает благодаря прямому наблюдению за физическими явлениями, шаг за шагом, участок за участком, замечая их возникновение и разрушение. Ценность медитации заключается в возможности отбросить покрывало непрерывности, чтобы открыть для человека изменчивость – подлинную природу всех явлений. Практикующие способны обнаружить эту изменчивость, приложив усилия.