Инструкции по медитации на тему смерти (резюме)

Опубликовано khantibalo от

На основе статьи дост. Дхаммасами.

Сейчас мы будем размышлять о реальности жизни, и в особенности, о смерти. Я дам вам инструкции о том, как следует заниматься медитацией на основе смерти. Всего в ней четыре этапа.

Этап первый

На первом этапе следует напомнить себе факт, что смерть является неотъемлемой частью нашей жизни. Короли и королевы, премьер-министры, президенты, актёры и актрисы, богатые и бедные - можете ли представить, что кто-то из них избежит умирания? Если оно неизбежно, то зачем бояться? Иногда при участии в похоронах, я представляю себя лежащим в гробу. Для многих это может показаться ужасным и даже глупым. Я тоже считаю это ужасным. Однако меня именно так научили и я ощутил, что благодаря такому размышлению страх уменьшается. Вы также можете понять, что творится на сердце родственников, которых покинул умерший. Поэтому просто подумайте - может ли хоть один человек из тех, кого вы знаете - правитель или подданный, красавец или урод, мужчина или женщина, образованный или необразованный, учёный или обычный человек, старый или молодой - избавиться от такой участи? Это неизбежно для каждого. Смерть может произойти в любой момент. Нет никакой гарантии или предупреждения. У смерти нет календаря. Поскольку нет гарантии, нам нужна обширная страховка. Мы спешим страховаться и нас нас часто спрашивают: "вы застрахованы?". Люди обычно отвечают: "Я полностью застрахован. У меня два или даже три страховых полиса". Мы можем даже подумать, что нам нужно ещё больше страховок, потому что в жизни мы не от чего не застрахованы. Вы можете почувствовать облегчение, купив полис. Например у меня есть полис страхования жизни. Но он предназначен совсем не мне.Если я умру, что произойдёт со страховой выплатой? Её получат те, кто остался жив.

На первой стадии совершенно необходимо понять, что смерть является неотъемлемой частью жизни и может произойти в любой момент, в любой день и без предупреждения. Мать не может спасти сына, а сын - мать.

Несколько недель назад я посетил похороны одного видного врача, который неожиданно заболел и умер спустя неделю. Его жена, как и он, работавшая врачом, а также три дочери и сын плакали навзрыд. Однако их отец лежал мёртвым и бездыханным. Он не мог увидеть их заботу или слёзы. Он не мог больше дорожить ими как раньше. Такова природа смерти. Этот врач был весьма состоятельным, но ему пришлось оставить всё и уйти.В этом смысле смерть является страданием. В своей первой проповеди Будда сказал "смерть мучительна". Она мучительна для буддиста и для последователя других религий, для врача и больного, для монаха и мирянина, для старика и младенца. Правитель боится её так же, как и бездомный нищий. Этот опыт присущ всем без исключения.

Мы пребываем в страхе смерти только если живём в будущем. Наблюдая за страданием в настоящем, мы не наблюдаем за ещё невозникшим страданием, другими словами, страданием в будущем. Мы также не сосредоточены на прошедших страданиях. Мы сосредоточены на том, что в настоящем. Если вы хотите научиться жить в настоящем моменте, нужно понять как сосредоточиться на текущем объекте. Тренируйте ум с объектом, присутствующем в настоящий момент. Страх смерти существует в настоящем. Мы собираемся наблюдать за ним. Как я уже объяснил, в первую очередь надо размышлять о том, что смерть - неотъемлемая часть жизни и никто не может этого избежать. Она может произойти в любом месте, в любое время, с любым человеком в любой форме. Медитация прозрения учит жить в настоящем моменте, и, следовательно, является путём к достижению Бессмертного здесь и сейчас.

Этап второй

На втором этапе мы будем размышлять аналогичным способом о конкретных людях. В процессе занятия медитацией дружелюбия мы начинаем с самих себя. Но сейчас мы не будем начинать с себя. Если мы поступим так, наш страх только увеличится. Смерть - пугающее явление.

На этом этапе мы будем применять размышление о смерти к нейтральному человеку. Вспоминайте людей, которые вам безразличны, к которым у вас не сформировалось привязанности или неприязни, например, людей на улице или в метро. Посмотрите в толпу и постарайтесь найти того, кто не умрёт, кто избежит процесса умирания. Есть хоть один такой?

Наверно вы все знаете о Стиве Джобсе. Он основал одну из самых дорогих компаний в мире. Банк более не будет принимать чеки за его подписью. Накопленные деньги, известность, высокое положение теперь для него бесполезны. Такова реальность жизни. Вот сколь наполненной страхом является жизнь и сколь мучительной является смерть. Для безразличного вам человека вы можете также представить нечто подобное. Вы можете размышлять как о группе людей, так и о конкретном человеке.

На любой стадии этой медитации, если вы почувствуете грусть или испуг, включайте памятование как его практикуют в медитации прозрения. Когда мы чего-то пугаемся, то в медитации прозрения мы заглядываем в ум и отмечаем "испуг, испуг, испуг". Когда мы испытываем огорчение, мы отмечаем "огорчение"; если испытываем страх, нужно распознать его "страх, страх, страх". Страх - это объект медитации. Испуг - это тоже объект медитации. Он может принести немедленное психологическое облегчение.

Этап третий

На третьем этапе мы должны сосредоточиться на каком-либо близком или любимом человеке, который умер. Если вы не знали умершего человека при жизни, то не должны выбирать его в качестве объекта этой медитации, поскольку это не позволит вам увидеть смерть в верном контексте. Необходимо выбрать кого-то, кого вы знали при жизни и чью смерть вы пережили. О смерти нужно размышлять в контексте жизни. Вы сосредотачиваетесь на воспоминании каких-то эпизодов жизни этих людей и того, как они умерли. Их тела безжизненны и бездыханны. Таким образом, третье размышление направлено на близких людей, чью смерть вы пережили.

Этап четвёртый

Четвёртый этап может быть для вас трудноват. Он может оказаться самым сложным. Его смысл - применить реальность к самому себе. Здесь мы не будем думать о тех, кого вы любите или кого недолюбливаете. Если направлять эти размышления на любимых, вы будете сильно огорчены. Если взять неприятного вам человека, вы будете очень рады и эта радость будет наполнена чувствами мести и враждебности. В дальнейшем вы можете попробовать медитировать на них, но сейчас не стоит этим заниматься. На четвёртом этапе мы размышляем о самом себе, о том, как мы живём и наступит день, когда мы будем лежать бездыханными в гробу.

Я хочу сделать тут небольшое отступление и попросить вас включить в объект вашей медитации своего учителя, если он у вас есть. Привязанность или даже приверженность может ослепить вас и нанести ущерб вашему чувству исследования. Она же способна подталкивать к критике других учителей.

Сейчас я хочу ещё раз подытожить все указания. Сначала нужно размышлять о том, что смерть - это часть жизни. Нет возможности избежать её и ни одному живому существу это не удаётся. Нет предупреждения о смерти, она может произойти в любой момент. Как глиняный горшок, который в любое время может разбиться, мы уязвимы в каждый момент жизни. Мы подобны висящему на ветке фрукту, способному упасть на землю в любое время. У взошедшего солнца только один единственный путь - к заходу на западе. Точно таким же образом жизнь приближается ни к чему иному как к смерти. Такова реальность. Следующий этап заключается в том, чтобы применить это размышление к безразличному человеку или людям, группе или кому-то конкретно. Это должен быть человек к которому вы не испытываете как симпатии, так и неприязни. Постарайтесь размышлять об их жизни и смерти. Третий этап заключается в размышлении о жизни и смерти тех, кто был вам близок, но сейчас их уже нет в живых. На последнем этапе вы размышляете о собственной смерти и кончине своего учителя (если он у вас есть).