Принятие прибежища и 5 правил во времена Будды и в наши дни

Опубликовано khantibalo от

Будда учил, что человек является его мирским последователем, если он принял три драгоценности (Будду, Дхамму и Сангху) в качестве прибежища. Дхамма здесь означает как учение Будды, так и те состояния, к достижению которых оно приводит. Под Сангхой Будда понимает сообщество людей - мирян и монахов - достигших этих состояний. В палийском каноне описаны случаи, когда люди принимали прибежище непосредственно в присутствии Будды и объявляли ему об этом. Обычно это происходило после того, как Будда прочитал им какую-то проповедь.

Будда не установил никакого формального ритуала принятия прибежища для мирских последователей. Таким образом, публичное заявление о принятии учения Будды было собственной инициативой людей. По окончании такого заявления Будда обычно не высказывает никакой реакции - согласия, одобрения или отказа. Он также не требовал проведения какой-либо формальной церемонии - публичное принятие прибежища было уведомлением.

В текстах канона часто описывается как после заявления о принятии учения Будды богатые миряне приглашали его и монахов принять дар пищи в их доме. Также за этим заявлением могла следовать просьба принять в монашескую общину. Своих первых учеников Будда принимал в монахи сам, но с течением времени была установлена формальная церемония и ряд условий для кандидатов. Это означает, что хотя человек может самостоятельно стать мирским последователем Будды, самостоятельно стать буддийским монахом невозможно.

Строгое определение принятия прибежища даётся в комментарии к Маджджхима никае: "Принятие прибежища - это умственный акт, неосквернённый пороками, основанный на приверженности и почтении [к Трём Драгоценностям], принимая [их] как высшее убежище". Трактовка принятия прибежища как умственного акта согласуется с тем, что Будда никакого формального ритуала не установил.

Тем мирянам, кто принял прибежище в трёх драгоценностях и желает продвигаться по пути, Будда рекомендует воздерживаться от пяти поступков: убийства, воровства, дурного сексуального поведения, лжи и употребления опьяняющих веществ. В Маханама сутте он говорит, что мирской последователь является нравственным в той мере, в которой он воздерживается от этих поступков. В Висакха сутте Будда объясняет, что мирянин, желающий усиленно практиковать в особые лунные дни, называемые "упосатха", принимает решение воздерживаться от 8 поступков, подражая арахантам - тем, кто достиг высшей ступени духовного совершенства.  Дисциплина буддистов-мирян является рекомендательной и сообщество последователей Будды не вправе накладывать на мирян какие-либо наказания. По этой причине является ошибкой говорить о каких-либо обетах для мирян.

Дисциплина буддийских монахов существенно отличается. Для полноправных членов монашеской общины (бхиккху) установлено большое количество правил и их соблюдение является обязательным. В случае нарушения монах должен провести искупительную процедуру и монашеская община вправе налагать дополнительные наказания на провинившихся монахов. Хотя отдельная церемония принятия всего множества монашеских правил отсутствует, человек считается принявшим их целиком в момент вступления в общину.

В настоящее время среди буддистов-мирян есть традиция зачитывать вслух каноническую формулу прибежища. Также миряне подтверждают свою приверженность избеганию пяти объяснённых Буддой дурных поступков путём зачитывания на языке пали формулы, называемой "пять правил". В палийском каноне эта формула отсутствует и нет рекомендации мирянам когда-либо зачитывать её или формулу прибежища.

Сейчас, когда миряне приходят в монастырь или приглашают монахов в свои дома, монахи обычно зачитывают эти две формулы строку за строкой на языке пали, а миряне повторяют за ними. При недостатке знаний может сложиться впечатление, что монахи каким-то образом "дают" прибежище и правила дисциплины, и, чтобы стать мирским последователем Будды, обязательно присутствие буддийского монаха. У людей, имеющих христианские корни, этот взгляд может возникнуть благодаря тому, что в их религии последователем может считаться только тот, кто прошёл совершённый священником ритуал, и вполне логично, что они ожидают того же и в буддизме. Также в школах тибетского буддизма существуют передачи от учителя к ученику и даже "дарование обетов прибежища" мирянам.

У буддистов также может возникать ошибочное мнение, что само зачитывание формулы "пяти правил" под диктовку монахов каким-то образом делает их нравственными или освобождает от последствий дурных поступков. Этот взгляд не имеет оснований в учении Будды. Будда никогда не зачитывал эту формулу сам и не давал разрешения монахам зачитывать её мирянам. Следовательно, никакого сакрального или очищающего значения она не имеет и иметь не может. В подтверждение того, что очищает именно отказ от совершения дурных поступков, в 12 главе Дхаммапады Будда говорит:

165. Attanā hi kataṃ pāpaṃ, attanā saṃkilissati;
Attanā akataṃ pāpaṃ, attanāva visujjhati;
Suddhī asuddhi paccattaṃ, nāñño aññaṃ visodhaye.

"сам человек совершает зло и сам загрязняет себя, сам не совершает зла и сам очищает себя. Чистота и нечистота зависят от себя самого, никто не может очистить другого"

В комментариях к палийскому канону есть несколько упоминаний принятия мирянами правил дисциплины в присутствии монахов. Там не указывается как конкретно они принимались - под диктовку монахов или самостоятельно и также не указывается какая конкретно формула зачитывалась. В любом случае это свидетельствует о раннем происхождении дошедшей до нас традиции. Можно привести несколько соображений почему она могла появится несмотря на отсутствие прецедентов в каноне и разрешения для монахов проводить её:

1. Желание мирян иметь какую-то формальную церемонию подтверждения своей приверженности Трём драгоценностям и решимость соблюдать 5 или 8 правил, особенно во время собраний в храме или монастыре.

2. Желание монахов каким-то образом отплатить мирянам за щедрость.

3. Миряне могут не знать палийской формулы принятия прибежища или знать её нетвёрдо, что вполне возможно в местах с невысоким уровнем образования населения.

Нам также известны случаи, когда в ответ на просьбу мирянина "дать ему прибежище" буддийский монах, вместо разъяснения данного вопроса согласно палийскому канону, заявлял о необходимости пройти испытательный срок, мотивируя это тем, что мирянин может, "получив" от монаха прибежище, каким-то образом осквернить его своим поведением или переходом в другую религию. Это точно так же не имеет оснований в учении Будды. Будда установил испытательный срок только для тех, кто хочет вступить в монашескую общину и при этом имеет посвящение в другой религии. Кандидат в этом случае проходит процедуру оставления мирской жизни, приобретает облик и почти все принадлежности монаха, проживает в монастыре под руководством учителя. Если по окончании 4 месяцев кандидат не провалил испытание, он вправе просить общину принять его в полноправные члены (бхиккху).

Учитывая всё вышеизложенное можно заключить, что монахам и образованным мирянам необходимо вести работу по объяснению сути прибежища в трёх драгоценностях и принципов буддийской нравственности. Это позволит предотвратить распространение заблуждений, основанных на плохом знании учения Будды, а также помешать тем, кто умышленно распространяет искажённое понимание данного вопроса. Такие случаи уже имели место.

Подробнее и со ссылками на первоисточники - в статье.

Комментарии

Добавил ссылку на статью-первоисточник.

Возможно, в статье и в докладе следовало сказать, что данная тема замалчивается в буддийских кругах.

В этих условиях в среде мирян возможно появление различных ошибочных представлений о совершаемых монахами ритуалах. Если это приводит к увеличению доходов монахов, они будут заинтересованы и дальше замалчивать данный вопрос. Хотя в этом случае они формально не совершают акт искажения учения Будды, можно всё равно счесть их виновными в том, что они не препятствуют распространению среди мирян искажённого понимания.