indriyasaṃvara

Опубликовано khantibalo от 13 августа, 2017 - 23:50

Практика сдерживания способностей чувственного восприятия, входящая в "совершенное усилие" Благородного восьмеричного пути. В наставлении о плодах отшельничества эта практика идёт сразу после нравственности.


Переводы:сдерживание способностей чувственного восприятия
Основы:indriyasaṃvar
Морфология:indriya+saṃvara
См. также: indriya
благотворные качества: saddhā , paññā , appamāda , pasāda , sīla , nibbidā , hirī , sampajañña , bodhipakkhiyadhammā , iddhipāda

Объяснение

Idha, bhikkhave, bhikkhu cakkhunā rūpaṃ disvā na nimittaggāhī hoti nānubyañjanaggāhī. Здесь, монахи, увидев образ с помощью зрения, монах не схватывает ни его признак ни его подробности. Подробно
Yatvādhikaraṇamenaṃ cakkhundriyaṃ asaṃvutaṃ viharantaṃ abhijjhādomanassā pāpakā akusalā dhammā anvāssaveyyuṃ , tassa saṃvarāya paṭipajjati, rakkhati cakkhundriyaṃ, cakkhundriye saṃvaraṃ āpajjati. Поскольку если его способность зрения останется несдержанной, дурные и неблаготворные виды поведения под действием алчности и огорчения могут завладеть им, он охраняет способность зрения, предпринимает сдерживание способности зрения. Подробно
Sotena saddaṃ sutvā. . ghānena gandhaṃ ghāyitvā. . jivhāya rasaṃ sāyitvā. . kāyena phoṭṭhabbaṃ phusitvā. . manasā dhammaṃ viññāya na nimittaggāhī hoti nānubyañjanaggāhī, yatvādhikaraṇamenaṃ manindriyaṃ asaṃvutaṃ viharantaṃ abhijjhādomanassā pāpakā akusalā dhammā anvāssaveyyuṃ, tassa saṃvarāya paṭipajjati, rakkhati manindriyaṃ, manindriye saṃvaraṃ āpajjati. Услышав слухом звук... ощутив способностью обоняния запах... ощутив чувством вкуса вкус... ощутив чувством осязания тактильный объект... познав рассудком абстрактное качество монах не схватывает ни его признак ни его подробности. Поскольку если его способность рассудка останется несдержанной, дурные и неблаготворные виды поведения под действием алчности и огорчения могут завладеть им, он охраняет способность рассудка, предпринимает сдерживание способности рассудка. Подробно

Комментарии

я готов согласиться, что обуздание органов чувств принадлежит к правильному усилию, к такому выводу можно прийти путём умозаключения, но есть ли этому каноническое подтверждение прямым текстом?