Словарь основных буддийских терминов

abhinivesa

Опубликовано khantibalo от 15 октября, 2018 - 11:30
Подразделяется на два вида - склонность к вялости и склонность к неугомонности.

papañca

Опубликовано khantibalo от 8 октября, 2018 - 12:49

Неблаготворное умственное качество, устраняемое с достижением благородных путей и плодов.

bhava

Опубликовано khantibalo от 10 апреля, 2018 - 16:37

Бывание - одно из звеньев "обусловленного возникновения".

jāti

Опубликовано khantibalo от 10 апреля, 2018 - 16:32

Рождение - одно из звеньев "обусловленного возникновения", также один из видов страданий в первой реальности для благородных.

jarāmaraṇa

Опубликовано khantibalo от 10 апреля, 2018 - 16:28

Старость и смерть - последнее звено "обусловленного возникновения", включающее в себя также всю остальную массу страданий.

vipallāsa

Опубликовано khantibalo от 21 февраля, 2018 - 14:49

Четыре искажения восприятия заставляют воспринимать изменчивое неизменным, мучительное приятным, не являющееся мной или моим как являющееся мной или моим, некрасивое как красивое.

kammaṭṭhāna

Опубликовано khantibalo от 26 января, 2018 - 16:37

Слово чаще всего используется для описания предмета медитации, который Будда подбирает ученикам в соответствии с их склонностями.

māra

Опубликовано khantibalo от 25 октября, 2017 - 18:11
Искуситель, представавший перед Бодхисаттой, Буддой и арахантами в попытках нанести различный вред.

muditā

Опубликовано khantibalo от 4 октября, 2017 - 17:06

Одно из "возвышенных состояний", в которых пребывают жители мира брахм. Состоит в желании существам не потерять то, что они приобрели. Противостоит зависти.

Nibbindaṃ virajjati...

Опубликовано khantibalo от 20 сентября, 2017 - 15:51

Стандартная формула, описывающая как пресыщение (обычно пятью совокупностями или "всем") приводит к освобождению. В патисамбхидамагге объясняется, что бесстрастие является путём, а освобождение - плодом. Бесстрастие по отношению к 5 совокупностям описывается как "это не я, это не моё".

indriyasaṃvara

Опубликовано khantibalo от 13 августа, 2017 - 23:50

Практика сдерживания способностей чувственного восприятия, входящая в "совершенное усилие" Благородного восьмеричного пути. В наставлении о плодах отшельничества эта практика идёт сразу после нравственности.

catupārisuddhisīla

Опубликовано khantibalo от 26 июня, 2017 - 12:53

В понятие четырёхчастной очищающей нравственности входят правила монашеской дисциплины и принципы ведения монашеской жизни.

akusala

Опубликовано khantibalo от 22 июня, 2017 - 16:51

Слово описывает поступки телом, речью и умом, приносящие неблагоприятные последствия в виде страданий.

sampajañña

Опубликовано khantibalo от 11 апреля, 2017 - 12:30

Качество, работающее вместе с памятованием, в процессе практики четырёх способов установления памятования.

arahatta

Опубликовано khantibalo от 27 февраля, 2017 - 19:17

Архатство является результатом практики, при котором уничтожаются последние 5 из 10 оков, привязывающих к сансаре. Достигший архатства является закончившим обучение (asekha) в системе обучения Будды.

anāgāmī

Опубликовано khantibalo от 27 февраля, 2017 - 19:11

Невозвращение является результатом практики, благодаря которому достигается перерождение в "чистых землях" мира Брахм с последующим достижением. На этом этапе уничтожаются оковы чувственного желания и недоброжелательности.

sakadāgāmī

Опубликовано khantibalo от 27 февраля, 2017 - 19:00

Ступень практики, при достижении которой ослабляются оковы чувственных желаний и недоброжелательности, привязывающих к Сансаре и практикующему гарантировано лишь одно перерождение в мире страсти.

sotāpatti

Опубликовано khantibalo от 27 февраля, 2017 - 18:54
Ступень в практике, при достижении которой отбрасываются первые три из десяти оков.

ottappa

Опубликовано khantibalo от 27 февраля, 2017 - 13:33

Страх наказания за проступки - одно из качеств, необходимых практикующему.

hirī

Опубликовано khantibalo от 27 февраля, 2017 - 13:28

Стыд совершать дурные поступки.

dhātu

Опубликовано khantibalo от 22 февраля, 2017 - 18:27

Слово употребляется в палийских текстах в ряде значений, в основном в значении "первичный элемент".

vāyodhātu

Опубликовано khantibalo от 22 февраля, 2017 - 18:22

Один из первоэлементов материи, в теле соответствующий процессам движения и колебания.

tejodhātu

Опубликовано khantibalo от 22 февраля, 2017 - 18:16

Один из первичных элементов материи, в теле человека относящийся к процессам тепловыделения и переваривания пищи.

āpodhātu

Опубликовано khantibalo от 22 февраля, 2017 - 18:10

Один из первичных элементов, в теле соответствующий жидким составляющим.

pathavīdhātu

Опубликовано khantibalo от 22 февраля, 2017 - 16:07

Один из первоэлементов материальных тел, отвечающий за твёрдость. pathavī дословно "земля"

dukkha

Опубликовано khantibalo от 14 февраля, 2017 - 17:06

При подготовке лекции использовались материалы статьи «Чему учил Будда» бханте Валпола Рахула и статьи «dukkha» из серии Path to Freedom с портала accesstoinsight.org
    
Как прежде, так и сейчас, монахи, я учу только страданию и прекращению страдания (МН 22).

bhavaṅga

Опубликовано khantibalo от 14 февраля, 2017 - 16:43

Термин комментаторской литературы, участвующий в описании перерождения. Также используется в описании процесса познания объекта (?).

cuticitta

Опубликовано khantibalo от 14 февраля, 2017 - 16:16

Момент ума, являющийся последним в текущей жизни живого существа.

āsava

Опубликовано khantibalo от 27 января, 2017 - 12:57
Влечения, уничтожение которых является целью практики и осуществляется при достижении архатства.

avijjā

Опубликовано khantibalo от 27 января, 2017 - 12:49

Неведение - первая часть цепи "обусловленного возникновения". Состоит в незнании "четырёх реальностей для благородных". Также одна из 10 оков.

pisuṇā vācā

Опубликовано khantibalo от 12 января, 2017 - 18:43

Слова, ссорящие людей, являются одним из десяти неблаготворных поступков, отказ от которых входит в фактор "совершенной речи" благородного восьмеричного пути.
В это входит клевета, сплетни и прочее.

Bhagavaṃmūlakā no bhante dhammā

Опубликовано khantibalo от 10 января, 2017 - 15:49

Это стандартная формула, высказываемая монахами, когда Будда задаёт им вопрос, обычно в краткой форме, а они не могут ответить и просят его самого объяснить значение.

Полный вариант:
Bhagavaṃmūlakā no, bhante, dhammā, bhagavaṃnettikā, bhagavaṃpaṭisaraṇā. Sādhu vata, bhante, bhagavantaññeva paṭibhātu etassa bhāsitassa attho bhagavato sutvā bhikkhū dhāressantīti

kusala

Опубликовано khantibalo от 31 октября, 2016 - 17:38

Это прилагательное используется для обозначения поступков и поведения, имеющих благоприятные последствия в будущем. Также используется для обозначения мастерства в каком-то деле, умелого его исполнения.

kusala kamma - благотворный (приносящий благо) поступок
kusalā dhammā - благотворное поведение

nibbidā

Опубликовано khantibalo от 25 октября, 2016 - 20:02

Пресыщение в отношении 5 совокупностей или 6 сфер, когда видна их изменчивость или недостатки.

micchādiṭṭhi

Опубликовано khantibalo от 2 сентября, 2016 - 19:49

Ненадлежащий взгляд - порочный, не ведущий из сансары, осуждаемый мудрыми.

А.В. Парибок в "вопросах милинды" переводит как "ложный".

mettā

Опубликовано khantibalo от 2 сентября, 2016 - 19:34
Дружелюбие - входит в 4 "возвышенных состояния" и является девятым совершенством бодхисатты.