taṇhā

Опубликовано khantibalo от 27 августа, 2015 - 16:17

Жажда как причина страдания, является третьей реальностью для благородных. Также 8 звено в цепи обусловленного возникновения.


Переводы:жажда
Основы:taṇh
Морфология:
См. также: dukkha , ariyasacca , paṭiccasamuppāda
жажда: kāmataṇhā , bhavataṇhā , vibhavataṇhā
обусловленное возникновение: upādāna , saṅkhāra , vedanā , viññāṇa , phassa , avijjā , saḷāyatana , jarāmaraṇa , jāti , bhava , nāmarūpa

Объяснение

96. Taṇhāvāre rūpataṇhā - pe - dhammataṇhāti evaṃ cakkhudvārādīsu javanavīthiyaṃ pavattāya taṇhāya «seṭṭhiputto brāhmaṇaputto»ti evamādīsu pitito nāmaṃ viya pitisadisārammaṇato nāmaṃ. В разделе о жажде сказано "жажда к зрительным образам... абстрактным понятиям" - это названия разновидностей жажды, возникающих в процессе процесса познания у врат зрения и прочего. Подобно имени, полученному от отца, такого как "Сеттхипутта" (сын торговца) или "Брахманапутта" (сын брахмана), их названия выведены из объекта, подобного отцу. Подробно
Ettha ca rūpārammaṇā taṇhā, rūpe taṇhāti rūpataṇhā. И здесь жажда зрительных образов является жаждой, чьим объектом являются зрительные образы (материальные тела), - это жажда зрительных образов. Подробно
Sā kāmarāgabhāvena rūpaṃ assādentī pavattamānā kāmataṇhā. Когда она происходит путём нахождения услады в зрительных образах посредством чувственной страсти как сущности - это жажда чувственных удовольствий. Подробно
Sassatadiṭṭhisahagatarāgabhāvena rūpaṃ niccaṃ dhuvaṃ sassatanti evaṃ assādentī pavattamānā bhavataṇhā. Когда она происходит путём нахождения услады в зрительных образах с мыслью "образ неизменен, постоянен, вечен" посредством страсти как её сущности, сопровождающейся убеждением в вечности - это жажда, чтобы что-то было [всегда]. Подробно
Ucchedadiṭṭhisahagatarāgabhāvena rūpaṃ ucchijjati vinassati pecca na bhavissatīti evaṃ assādentī pavattamānā vibhavataṇhāti evaṃ tividhā hoti. Когда она происходит путём нахождения услады в зрительных образах с мыслью "образ уничтожается, разрушается и не существует после смерти" посредством страсти как её сущности, сопровождающейся убеждением в [полном] уничтожении - это жажда, чтобы чего-то [никогда] не было. Подробно
Yathā ca rūpataṇhā, tathā saddataṇhādayopīti etāni aṭṭhārasa taṇhāvicaritāni honti. И как жажда зрительных образов, так и жажда звуков и прочего (бывает трёх видов каждая). Так получается 18 разновидностей жажды. Подробно
Tāni ajjhattarūpādīsu aṭṭhārasa, bahiddhārūpādīsu aṭṭhārasāti chattiṃsa. Эти 18 разновидностей в отношении внутренних материальных составляющих (тела) и всего материального за пределами его дают 36. Подробно
Iti atītāni chattiṃsa, anāgatāni chattiṃsa, paccuppannāni chattiṃsāti aṭṭhasataṃ. 36 в прошлом, 36 в будущем и 36 в настоящем дают 108. Подробно