О продвижении в практике учения Будды

Опубликовано khantibalo от 20 августа, 2015 - 11:50

Эта статья посвящена пути человека, стремящегося к продвижению в практике учения Будды. Будет рассмотрена среда, с которой приходится сталкиваться буддисту-мирянину, и будут даны рекомендации по выбору таких условий, в которых продвижение в практике идёт наиболее быстрым способом.

Учение Будды и его практика

Знакомство с учением Будды лучше всего начинать с изучения текстов палийского канона, а также работ современных учителей, основанных на этих текстах. Если в результате возникло желание идти по пути Будды, следует изучить объекты буддийского прибежища и принять это прибежище в качестве направляющего идеала. После этого следует приступить к практике учения Будды для достижения его цели - Пробуждения.

Практика учения состоит в очищении ума от загрязнений. Полное очищение ума как раз и представляет собой Пробуждение. Основным способом этого очищения является медитация, но также есть ряд важных вспомогательных средств, рекомендованных самим Буддой в текстах палийского канона:

  • Дарение, щедрость, благотворительность
  • Соблюдение этических правил (для мирян это 5 и 8 правил)
  • Изучение учения Будды (самостоятельное путём чтения литературы, в виде прослушивания лекций и обсуждения прочитанного с учителями и другими буддистами)

В какой-то мере сюда также можно включить и некоторые буддийские ритуалы. Хотя Будда не давал рекомендации мирянам проводить их, совместное принятие прибежища и этических правил, декламация вслух палийских текстов и другие проводимые в настоящее время мероприятия могут также оказывать положительное влияние на ум, готовя его к непосредственной работе в медитации.

Продвижение в практике

Основным критерием успешности практики можно считать последовательное уменьшение умственных загрязнений. Также продвижением в практике можно назвать успехи во «вспомогательных средствах», например, более строгое соблюдение этических правил, углубление знаний Учения, большее участие в работе буддийской общины и т.п. Всё это может оказывать положительное влияние на процесс очищения ума. На скорость продвижения в практике также большое влияние оказывает среда, в которой она ведётся.

Буддийская среда

Учение Будды можно практиковать самостоятельно, однако многие находят полезным посещение мероприятий в буддийских общинах, встречи с буддийскими монахами, посещение буддийских стран а также буддийских интернет-сайтов и форумов. Это даёт чувство причастности и общности, возможность находиться в кругу единомышленников, но также несёт в себе и некоторые опасности, которые будут рассмотрены далее.

1. Буддийские общины

Человеку, изучившему учение Будды по книгам и стремящемуся к продвижению в практике, может быть непросто при первом посещении буддийской общины. В ней он может встретить разных людей, в том числе тех, для кого учение Будды стоит явно не на первом месте. По мнению автора этой статьи, количество таких людей в буддийских общинах во много раз превосходит количество тех, кто реально стремится к продвижению в практике. Многие из них могут посещать занятия общины годами, составляя её ядро и направляя общину ещё более в сторону от цели. Как правило, это имеет кумулятивный эффект – в общину приходят и остаются люди с такими же склонностями, а те, кто стремится к продвижению в практике, в ней не задерживаются.

Сама община может ставить своей целью привлечение как можно большего количества последователей, не стесняясь при этом в средствах. Большое количество людей можно привлечь только различным образом используя их пороки: алчность, глупость, гордость, стремление ставить себя выше других и т.п. На занятиях может царить атмосфера, ведущая к росту умственных загрязнений, распространяться основанные на догмах убеждения или даже открыто практиковаться поведение, идущее вразрез с этическими правилами или духом практики, направленной к Пробуждению. Такие буддийские общины приобретают большое количество последователей и зачастую этим сильно гордятся.

Для человека, стремящегося к продвижению в практике, нахождение в такой общине несёт угрозу деградации, создания неверного образа практикующего учение Будды или мнение о полном отсутствии истинных практикующих. Следует искать общину, в которой на первом месте стоит продвижение в практике и все её члены (миряне и монахи) помогают друг другу в этом процессе, стараясь следовать идеалу добродетельного друга (kalyāṇamitta), установленному Буддой.

2. Буддийские монахи

Человеку, стремящемуся к продвижению в практике, следует помнить, что буддийские монахи по большей своей части являются обычными людьми со своими недостатками. Хотя среди монахов существуют старательные практикующие, достаточно много и тех, чьё вступление в монашескую общину не было предметом личного выбора, кого-то толкала бедность или неустроенность, кто-то соблазнился почётом и уважением и т.п. По этой причине большинство монахов исполняет церемониальную функцию, занимается общественной или административной работой, некоторые занимаются астрологией и даже торговлей предметами с «защитными» функциями.

У некоторых монахов можно наблюдать склонность к увеличению своих доходов и/или количества сторонников. В этом процессе они могут использовать различные уловки:

  • необоснованная похвала и лесть в адрес мирян
  • не указание мирянам на недостатки
  • проповедь искажённого учения
  • продвижение под видом достоверных фактов идей, недоступных для прямой проверки, таких как большая редкость встречи с учением Будды или монахами, большие заслуги от пожертвований монашеской общине и т.п.

В результате у неподготовленного или неспособного критически мыслить мирянина может возникать гордость или самодовольство, а учение о заслугах ослепляет некоторых буддистов до такой степени, что они даже готовы дарить монахам более дорогие вещи, чем используют сами. Неудивительно, что это трогает наиболее бедные и необразованные слои населения, которых легче всего склонить к действиям, якобы улучшающим свою будущую жизнь или жизнь умерших родственников. Известны случаи, когда азиатские буддисты, накапливали заслуги с целью в следующей жизни переродиться в США. Вера этих мирян в будущие жизни и возможность обрести в них какие-то блага является столь же слепой, как вера в бога последователей теистических религий.

Человеку, стремящемуся к продвижению в практике, нужно быть начеку, если он контактирует с буддийскими монахами и стремиться к общению прежде всего с теми, кто ставит продвижение в практике учения Будды на первое место.
Нужно помнить, что буддийский монах в любом случае является лицом заинтересованным и мало кто из них способен удержаться от соблазна проповедовать учение Будды в выгодной для себя манере, активно продвигая одни аспекты и утаивая другие. Из этого вновь следует важность самостоятельного изучения буддийской литературы, прежде всего канонической, а также развитие способностей критического мышления, предотвращающих превращение какого-либо учителя в непогрешимого кумира.

3. Буддийские страны

Человек, стремящийся к продвижению в практике, посетив буддийскую страну, может быть удивлён тем, что возвышенное учение Будды стало там «народной религией» со слепой верой, по сути своей мало отличающееся от других современных религий. Среднестатистические буддисты, подобно последователям других религий, испытывают (подсознательную?) потребность в таинствах, совершаемых священнослужителями, якобы имеющими связь с потусторонним. Миряне в буддийских странах создают спрос, удовлетворяемый целым рядом ритуалов с участием монахов:

1. Принятие прибежища и этических правил мирянами под диктовку монахов
2. Проведение благословительных песнопений монахами в домах мирян, а также в офисах и государственных учреждениях
3. Благословение нового жилища и имущества мирян (автомобиля и т.п.)
4. Благословение новобрачных
5. Благословение новорожденных
6. Благословение мирян в дни рождения
7. Благословение беременных женщин
8. Проповеди и песнопения для больных и умирающих мирян в их домах
9. Различные церемонии в память об умерших – в день похорон, в годовщины смерти и т.п.
10. Шествия и другие праздничные мероприятия

В качестве вознаграждения миряне дарят монахам различные подарки, часто это деньги. Большое разнообразие появившихся в традиции ритуалов, большинство из которых не совершалось и не санкционировано Буддой, свидетельствует о том, что наиболее вероятной причиной их возникновения следует считать спрос мирян на таинства и желание монахов увеличить с помощью этого свои доходы. Для многих монахов совершение ритуалов стало фактически профессией.

Есть опасность ошибочного понимания этих ритуалов со стороны мирян и монахов, а также возможность умышленной пропаганды монахами такого понимания с целью увеличения количества своих последователей, доходов и влияния.

Человеку, стремящемуся к продвижению в практике, можно участвовать в ритуалах, но это следует делать с осторожностью. Хотя они и могут приносить определённую пользу, нужно тщательно следить, чтобы не возникало убеждений, противоречащих учению Будды и уводящих в сторону от цели практики, а также, чтобы практика не скатывалась в одни лишь ритуалы. В этом процессе большую важность вновь приобретает изучение канонических текстов, из которых станет ясно, что многое из того, что в буддийских странах делают под видом буддизма, имеет к исходному учению Будды весьма отдалённое отношение.

4. Буддийские сайты и форумы

Буддийские сайты и особенно форумы являются важным средством коммуникации и обмена опытом между буддистами различных традиций. Особенную важность они приобретают для буддистов, живущих далеко от буддийских стран, центров и общин.

Следует помнить, что на буддийских форумах могут присутствовать люди, чьи цели далеки от практики. Они могут провоцировать бессмысленные споры, выяснения отношений «чья традиция лучше», а также продвигать под видом учения Будды то, что им не является. Следует следить за своей вовлечённостью в такие сообщества, чтобы она не стала причиной ухода от цели.

Выводы

Хотя буддийская среда может оказывать положительное влияние на практику, особенно если удалось найти хороших друзей-единомышленников (мирян и монахов), в ней также имеются и определённые опасности, о которых следует знать и которых избегать. В этой статье показана важность самостоятельного изучения буддийской литературы как основного средства противодействия этим опасностям. На начальном этапе практики большую часть времени рекомендуется посвятить именно этому. Следует анализировать текущее положение дел, поведение монахов, буддийских общин и их членов, и выстраивать такое взаимодействие с буддийской средой, чтобы она способствовала приближению к цели практики.

Автор данной статьи уже высказывал в прошлом изложенные здесь идеи и слышал в ответ обвинения в якобы «протестантском подходе» к буддизму и неуважении к буддийским традициям. Помимо того, что исходит всё это от лиц явно заинтересованных, замечу, что в этой статье не указывается как должны вести себя жители буддийских стран, буддийские монахи, буддийские общины и их члены. Здесь показано реальное положение дел и как оно влияет на последователей учения Будды. Автор надеется, что эта статья станет ориентиром для буддистов, особенно недавно вставших на путь.


Литература

1. Джон Буллитт "Вопросы и ответы по буддизму"; пер с англ. Московской общины Тхеравады. По теме данной статьи см. в разделах "практика буддизма" (особенно 2 вопрос), "прочее".

2. Дхаммасами Маха Тхера "Объяснение и инструкции по памятованию о смерти"; пер. с англ. Московской общины Тхеравады. По теме данной статьи см. раздел "этап четвёртый".

3. Аджан Сучитто, Аджан Чандасири "Буддийские ритуалы и традиции"; пер. с англ. Московской общины Тхеравады. По теме данной статьи см. главы "гражданские церемонии" и "буддийские праздники".

4. Бхиккху Кхантипало "Буддийская практика для мирян"; пер. с англ. Московской общины Тхеравады. По теме данной статьи см. главу Цель этой практики

5. Сигаловада сутта; пер. с англ. Д. Ивахненко. По теме данной статьи в сутте объясняются критерии хороших и плохих друзей, что особенно важно в практике учения Будды.

6. Dhammika Bhikkhu "The Broken Buddha". на английском языке (pdf). В книге описываются факты реального поведения буддийских монахов в странах Азии.

7. Акхандха, Кхантибало "О некоторых взглядах на принятие прибежища и этических правил в буддизме Тхеравады". В статье разбираются ложные взгляды, распространяемые в том числе c корыстными целями для продвижения зависимости мирян от монахов.

8. Леди Саядо "Руководство по Дхамме". По теме данной статьи см. предисловие редактора английского издания и предисловие переводчика.

Комментарии

В качестве приложения можно перечислить мотивации, с которыми люди могут приходить в буддийскую общину, помимо продвижения в практике учения Будды:

  • потребность в таинствах, особенно совершаемых "духовными лицами"
  • желание общения, приятного времяпрепровождения, весёлой компании
  • желание следовать нетрадиционной религии в качестве протеста против традиционной религии в месте своего проживания
  • стремление к экзотике
  • интерес к восточной культуре и языкам
  • тяга к необычным людям (особенно к монахам из-за их необычного облика)
  • стремление к тайным учениям и получению сверхъестественных сил
  • желание ставить себя выше других (считая свою традицию или свою общину лучшей)
  • желание с помощью религии решить свои психологические проблемы
  • бегство от неустроенности в личной жизни
  • стремление найти «гуру» и стать его адептом