Наставление "шесть шестёрок" - Chachakkasuttaṃ (МН 148) (PTS M 3.280)

Опубликовано khantibalo от 16 января, 2015 - 16:47

За основу взят перевод этой сутты Д.А. Ивахненко. Московской общиной тхеравады выполнено уточнение некоторых терминов.

<<Назад
Наставления Анатхапиндике - anāthapiṇḍikovādasuttaṃ (МН 143)
Оглавление
Перевод Таблица Оригинал
Наставление "Шесть шестёрок"

Так я слышал: однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в лесу Джеты, в парке Анатхапиндики. И там Благословенный обратился к монахам: – Монахи!

– Почтеннейший! – ответили ему монахи.

Благословенный сказал: – Монахи, я преподам вам учение, прекрасное в начале, прекрасное в середине, прекрасное в конце, и дух его, и букву, разъясню вам выполненную в совершенстве чистую монашескую жизнь, а именно "шесть шестерок". Слушайте и тщательно внимайте: я буду говорить.

– Да будет так, почтенный! – ответили ему монахи.

Благословенный сказал: – Следует познать шесть внутренних сфер, следует познать шесть внешних сфер, следует познать шесть видов сознания, следует познать шесть разновидностей соприкосновения, следует познать шесть разновидностей ощущения, следует познать шесть разновидностей жажды.

"Следует познать шесть внутренних сфер" - так было сказано. В отношении чего так сказано? Сфера зрения, сфера слуха, сфера обоняния, сфера чувства вкуса, сфера тела, сфера рассудка. "Следует познать шесть внутренних сфер" - так было сказано. И вот в отношении чего это было сказано. Такова первая шестерка.

"Следует познать шесть внешних сфер" - так было сказано. В отношении чего так сказано? Сфера зрительных образов, сфера звуков, сфера запахов, сфера вкусов, сфера тактильных ощущений, сфера абстрактных качеств. "Следует познать шесть внешних сфер" - так было сказано. И вот в отношении чего это было сказано. Такова вторая шестерка.

"Следует познать шесть разновидностей сознания" - так было сказано. В отношении чего так сказано? При условии зрения и видимых форм возникает сознание зрения, при условии слуха и звуков возникает сознание слуха, при условии обоняния и запахов возникает сознание обоняния, при условии чувства вкуса и вкусов возникает сознание чувства вкуса, при условии осязания и тактильных ощущений возникает сознание осязания, при условии рассудка и абстрактных качеств возникает сознание рассудка, "Следует познать шесть разновидностей сознания" - так было сказано. И вот в отношении чего это было сказано. Такова третья шестерка.

"Следует познать шесть разновидностей соприкосновения" - так было сказано. В отношении чего так сказано? При условии зрения и видимых форм возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение; при условии слуха и звуков возникает сознание слуха, сочетание их трех – соприкосновение; при условии обоняния и запахов возникает сознание обоняния, сочетание их трех – соприкосновение; при условии чувства вкуса и вкусов возникает сознание чувства вкуса, сочетание их трех – соприкосновение; при условии осязания и тактильных ощущений возникает сознание осязания, сочетание их трех – соприкосновение; при условии рассудка и абстрактных качеств возникает сознание рассудка, сочетание их трех – соприкосновение. Комментарий "Следует познать шесть разновидностей соприкосновения" - так было сказано. И вот в отношении чего это было сказано. Такова четвертая шестерка.

"Следует познать шесть разновидностей ощущения" - так было сказано. В отношении чего так сказано? При условии зрения и видимых форм возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение; при условии слуха и звуков возникает сознание слуха, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение; при условии обоняния и запахов возникает сознание обоняния, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение; при условии чувства вкуса и вкусов возникает сознание чувства вкуса, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение; при условии осязания и тактильных ощущений возникает сознание осязания, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение; при условии рассудка и абстрактных качеств возникает сознание рассудка, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение. "Следует познать шесть разновидностей ощущения" - так было сказано. И вот в отношении чего это было сказано. Такова пятая шестерка.

"Следует познать шесть разновидностей жажды" - так было сказано. В отношении чего так сказано? При условии зрения и видимых форм возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение, при условии ощущения возникает жажда; при условии слуха и звуков возникает сознание слуха, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение, при условии ощущения возникает жажда; при условии обоняния и запахов возникает сознание обоняния, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение, при условии ощущения возникает жажда; при условии чувства вкуса и вкусов возникает сознание чувства вкуса, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение, при условии ощущения возникает жажда; при условии осязания и тактильных ощущений возникает сознание осязания, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение, при условии ощущения возникает жажда; при условии рассудка и абстрактных качеств возникает сознание рассудка, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает ощущение, при условии ощущения возникает жажда. "Следует познать шесть разновидностей жажды" - так было сказано. И вот в отношении чего это было сказано. Такова шестая шестерка.

Если кто-то говорит: "Я – зрение", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение зрения. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение зрения, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – зрение", это не соответствует действительности. Таким образом, зрение безлично. Если кто-то говорит: "Я – видимые формы", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение видимых форм. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение видимых форм, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – видимые формы", это не соответствует действительности. Таким образом, зрение безлично, видимые формы безличны. Если кто-то говорит: "Я – сознание зрения", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение сознания зрения. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение сознания зрения, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – сознание зрения", это не соответствует действительности. Таким образом, зрение безлично, видимые формы безличны, сознание зрения безлично. Если кто-то говорит: "Я – соприкосновение зрения", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение соприкосновения зрения. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение соприкосновения зрения, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – соприкосновение зрения", это не соответствует действительности. Таким образом, зрение безлично, видимые формы безличны, сознание зрения безлично, соприкосновение зрения безлично. Если кто-то говорит: "Я – ощущение", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение ощущения. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение ощущения, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – ощущение", это не соответствует действительности. Таким образом, зрение безлично, видимые формы безличны, сознание зрения безлично, соприкосновение зрения безлично, ощущение безлично. Если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение жажды. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение жажды, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Таким образом, зрение безлично, видимые формы безличны, сознание зрения безлично, соприкосновение зрения безлично, ощущение безлично, жажда безлична.

Если кто-то говорит: "Я – слух"... поэтому, если кто-то говорит: "Я – слух", это не соответствует действительности.

Если кто-то говорит: "Я – обоняние"... поэтому, если кто-то говорит: "Я – обоняние", это не соответствует действительности.

Если кто-то говорит: "Я – вкусы"...поэтому, если кто-то говорит: "Я – вкусы", это не соответствует действительности.

Если кто-то говорит: "Я – осязание"... поэтому, если кто-то говорит: "Я – осязание", это не соответствует действительности.

Если кто-то говорит: "Я – рассудок"... поэтому, если кто-то говорит: "Я – рассудок", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение рассудка. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение рассудка, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – рассудок", это не соответствует действительности. Таким образом, рассудок безличен. Если кто-то говорит: "Я – абстрактные качества", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение абстрактных качеств. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение абстрактных качеств, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – абстрактные качества", это не соответствует действительности. Таким образом, рассудок безличен, абстрактные качества безличны. Если кто-то говорит: "Я – сознание рассудка", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение сознания рассудка. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение сознания рассудка, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – сознание рассудка", это не соответствует действительности. Таким образом, рассудок безличен, абстрактные качества безличны, сознание рассудка безлично. Если кто-то говорит: "Я – соприкосновение рассудка", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение соприкосновения рассудка. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение соприкосновения рассудка, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – соприкосновение рассудка", это не соответствует действительности. Таким образом, рассудок безличен, абстрактные качества безличны, сознание рассудка безлично, соприкосновение рассудка безлично. Если кто-то говорит: "Я – ощущение", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение ощущения. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение ощущения, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – ощущение", это не соответствует действительности. Таким образом, рассудок безличен, абстрактные качества безличны, сознание рассудка безлично, соприкосновение рассудка безлично, ощущение безлично. Если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Можно распознать возникновение и исчезновение жажды. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение жажды, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Поэтому, если кто-то говорит: "Я – жажда", это не соответствует действительности. Таким образом, рассудок безличен, абстрактные качества безличны, сознание рассудка безлично, соприкосновение рассудка безлично, ощущение безлично, жажда безлична.

– Вот, монахи, путь, ведущий к возникновению самоотождествления, – рассматривать зрение как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; рассматривать видимые формы как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; рассматривать сознание зрения как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; рассматривать соприкосновение зрения как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; рассматривать ощущение как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; рассматривать жажду как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; рассматривать слух как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; .... рассматривать обоняние как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; ... рассматривать чувство вкуса как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; ... рассматривать осязание как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; ... рассматривать рассудок как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; рассматривать абстрактные качества как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; рассматривать сознание рассудка как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; рассматривать соприкосновение рассудка как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; рассматривать ощущение как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной"; рассматривать жажду как: "Это моё, я являюсь этим, это является мной".

– Вот, монахи, путь, ведущий к исчезновению самоотождествления, – рассматривать зрение как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; рассматривать видимые формы как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; рассматривать сознание зрения как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; рассматривать соприкосновение зрения как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; рассматривать ощущение как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; рассматривать жажду как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; рассматривать слух как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; ... рассматривать обоняние как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";... рассматривать вкусы как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";... рассматривать осязание как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";... рассматривать рассудок как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной";... рассматривать абстрактные качества как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; рассматривать сознание рассудка как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; рассматривать соприкосновение рассудка как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; рассматривать ощущение как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной"; рассматривать жажду как: "Это не моё, я не являюсь этим, это не является мной".

Монахи, при условии зрения и видимых форм возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает то, что ощущается как приятное, или мучительное, или ни приятное, ни мучительное. Кто, испытав приятное ощущение, восторгается, приветствует это, погрязает в этом, – в том залегает предрасположенность к страсти. Кто, испытав неприятное ощущение, печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, кричит, впадает в безрассудство, – в том залегает предрасположенность к отвращению. Кто, испытав ни приятное ни неприятное ощущение не распознает как есть возникновения, исчезновения, услады, недостатков и способа избавления от этого ощущения, – в том залегает предрасположенность к неведению. И, монахи, невозможно, чтобы тот, кто не оставил предрасположенность к страсти по отношению к приятному ощущению, кто не рассеял предрасположенность к отвращению по отношению к неприятному ощущению, кто не упразднил предрасположенности к неведению по отношению к ни приятному ни неприятному ощущению, не оставил неведения и не породил знания, уже в этой жизни положил конец страданию.

Монахи, при условии слуха и звуков возникает сознание слуха... при условии обоняния и запахов возникает сознание обоняния... при условии чувства вкуса и вкусов возникает сознание чувства вкуса... при условии осязания и тактильных ощущений возникает сознание тела... при условии рассудка и абстрактных качеств возникает сознание рассудка, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает то, что ощущается как приятное, или мучительное, или ни приятное, ни мучительное. Кто, испытав приятное ощущение, восторгается, приветствует это, погрязает в этом, – в том залегает предрасположенность к страсти. Кто, испытав неприятное ощущение печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, кричит, впадает в безрассудство, – в том залегает предрасположенность к отвращению. Кто, испытав ни приятное ни мучительное ощущение, не распознает как есть возникновения, исчезновения, услады, недостатков и способа избавления от этого ощущения, – в том залегает предрасположенность к неведению. И, монахи, невозможно, чтобы тот, кто не оставил предрасположенность к страсти по отношению к приятному ощущению, кто не рассеял предрасположенность к отвращению по отношению к неприятному ощущению, кто не упразднил предрасположенности к неведению по отношению к ни приятному ни неприятному ощущению, не оставил неведения и не породил знания, уже в этой жизни положил конец страданию.

Монахи, при условии зрения и видимых форм возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает то, что ощущается как приятное, или мучительное, или ни приятное, ни мучительное. Кто, испытывая приятное ощущение, не восторгается, не приветствует это, не погрязает в этом, – в том не залегает предрасположенность к страсти. Кто, испытывая неприятное ощущение, не печалится, не изнуряется, не стенает, не хлопает себя ладонью по груди, не кричит, не впадает в безрассудство, – в том не залегает предрасположенность к отвращению. Кто, испытывая ни приятное ни неприятное ощущение, распознает как есть возникновение, исчезновение, усладу, недостатки и способ избавления от этого ощущения, – в том не залегает предрасположенность к неведению. И, монахи, возможно, что тот, кто оставил предрасположенность к страсти по отношению к приятному ощущению, кто рассеял предрасположенность к отвращению по отношению к неприятному ощущению, кто упразднил предрасположенность к неведению по отношению к ни приятному ни неприятному ощущению, оставил неведение и породил знание, уже в этой жизни положит конец страданию.

Монахи, при условии слуха и звуков возникает сознание слуха...

Монахи, при условии обоняния и запахов возникает сознание обоняния...

Монахи, при условии чувства вкуса и вкусов возникает сознание чувства вкуса...

Монахи, при условии осязания и тактильных ощущений возникает сознание тела...

Монахи, при условии рассудка и абстрактных качеств возникает сознание рассудка, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает то, что испытывается как приятное, или мучительное, или ни приятное, ни мучительное.

Кто, испытывая приятное ощущение, не восторгается, не приветствует это, не погрязает в этом, – в том не залегает предрасположенность к страсти. Кто, испытывая неприятное ощущение, не печалится, не изнуряется, не стенает, не хлопает себя ладонью по груди, не кричит, не впадает в безрассудство, – в том не залегает предрасположенность к отвращению. Кто, испытывая ни приятное ни неприятное ощущение, распознает как есть возникновение, исчезновение, усладу, недостатки и способ избавления от этого ощущения, – в том не залегает предрасположенность к неведению. И, монахи, возможно, что тот, кто оставил предрасположенность к страсти по отношению к приятному ощущению, кто рассеял предрасположенность к отвращению по отношению к неприятному ощущению, кто упразднил предрасположенность к неведению по отношению к ни приятному ни неприятному ощущению, оставил неведение и породил знание, уже в этой жизни положит конец страданию.

Монахи, видящий это образованный ученик благородных пресыщается зрением, пресыщается видимыми формами, пресыщается сознанием зрения, пресыщается соприкосновением зрения, пресыщается ощущением, пресыщается жаждой. Пресыщается слухом, пресыщается звуками... пресыщается обонянием, пресыщается запахами... пресыщается чувством вкуса, пресыщается вкусами... пресыщается осязанием, пресыщается тактильными ощущениями... пресыщается рассудком, пресыщается абстрактными качествами, пресыщается сознанием рассудка, пресыщается соприкосновением рассудка, пресыщается ощущением, пресыщается жаждой. Пресыщенный, он становится бесстрастен. Бесстрастный, он освобождается. Освобожденный, он знает, что освобожден. Он распознает: "Исчерпано перерождение, доведена до совершенства монашеская жизнь, сделано то, что надлежало сделать, больше не последует здешнее существование". Так сказал Благословенный.

Радостные, монахи восхитились сказанному им. И в то время, как излагалось это разъяснение, умы шестидесяти монахов, избавившись от влечений через неприсвоение, освободились.

<<Назад
Наставления Анатхапиндике - anāthapiṇḍikovādasuttaṃ (МН 143)
Оглавление

Редакция перевода от 02.10.2018 20:22