anicca

Опубликовано khantibalo от 10 января, 2015 - 22:34

Материал на основе wheel 186:

Изменчивость чего

Изменчивость описывается в отношении

Изменчивость внешнего мира

Во внешнем мире изменчивость распространяется даже на мировые элементы (вселенные):

В 13 главе Висуддхимагги (пункты 405, 406. Стр. 408 в переводе) описывается разрушение мирового элемента огнём, водой или ветром. Материал основан на  ДН 27 и АН 7.66.

Изменчивость человеческого тела

В отношении своего тела изменчивость заметна в старении, болезнях, смерти и разрушении после смерти. Дхп 41 и также вся глава о старости (11).

Изменчивость 5 совокупностей и т.п.

В СН 22.18 Объясняется, что изменчивы не только 5 совокупностей, но также и причины и условия их возникновения. Ведь не может такого быть, чтобы от изменчивых причин возникло что-то неизменное.

В СН 35.82 говорится, что мир зовётся миром, потому что он разрушается (стареет).

В СН 22.96 говорится что среди 5 совокупностей нет ничего, что бы было вечным и неизменным. Будда взял в руку комочек коровьего помёта и сказал, что если бы можно было найти даже вот столько вечного и неизменного, то невозможно было бы провозгласить монашескую жизнь ради полного прекращения страдания.

В АН 3.47 говорится, что у всему конструированному присущи три конструированные характеристики: можно познать его возникновение, можно познать его исчезновение, можно познать его изменение. Это означает, что между возникновением и исчезновением нет фазы покоя, изменения происходит непрерывно пока объект существует.

Тот, кто обладает пятью факторами усилия обладает пониманием, распространяющимся на возникновение и исчезновение (ДН 33).

В Висуддхимагге отвергается идея низлежащей сущности: тот, кто отслеживает возникновение и исчезновением понимает, что до возникновения умственно-телесного нет хранилища, где бы оно находилось в невозникшем виде. При исчезновении оно не уходит ни в каком направлении. Даётся метафора со звуком музыкального инструмента. Звук возникает благодаря инструменту и человеческому усилию.

В Абхидхамме исследуется вопрос трёх фаз: возникновения, существования и исчезновения в отношении материальных и нематериальных феноменов.

Материальные тела трудно меняются и медленно исчезают. Нематериальное быстро меняются и быстро исчезают.

Связь с остальными двумя характеристиками

СН 22.45: из изменчивости пяти совокупностей следует, что они являются источником страданий, из этого, в свою очередь, следует, что они не являются нами (безличны). Что безлично, то не является нашим, мы не являемся этим, это не является нами. Ум того, кто видит это с истинной мудростью в соответствии с действительностью, освобождается от влечений. Он освобождён.

Ошибочные взгляды

В каноне описан случай, как один из монахов начал считать сознание постоянной сущностью, переселяющейся из одного состояния бытия в другое. В СН 35.93 Будда опровергает этот взгляд, объясняет, что сознание не возникает без причины. Оно возникает в зависимости от двойки способность восприятия - объект восприятия. Обе составляющие этой двойки изменчивы. Сознание соответствующей способности также изменчиво, поскольку возникает благодаря изменчивым условиям. Сочетание тройки способность восприятия - объект восприятия - сознание называется соприкосновением. Всё, что оно порождает, также изменчиво в результате.

Незаметность трёх характеристик

Необразованному простолюдину лучше было бы считать собой тело, а не вечно меняющийся ум: СН 12.61

В 21 главе Висуддхимагги говорится, что изменчивость не становится очевидной, потому что, когда на возникновение и исчезновение не направление внимание, оно сокрыто непрерывностью. Однако направление внимание на возникновение и исчезновение нарушает непрерывность и делает характеристику изменчивости очевидной.

В комментарии объясняется, что становится заметна разъединённость феноменов.

В АН 4.49 объясняются три искажения: искажение распознавания, искажение ума, искажение взглядов. Они приводят к тому, что человек считает изменчивое неизменным, мучительное приятным, безличное собой/своим, непривлекательное привлекательным.

Причиной возникновения этих искажений является неосновательное внимание, поэтому устраняются они лишь с помощью основательного внимания (или медитации прозрения).

Распознавание изменчивости

в СН 22.95 пять совокупностей - тело, ощущения, распознавания, умственные конструкции и сознание сравниваются с комком пены, с пузырём, с миражом, с пальмовым стволом и с фокусом. Когда монах исследует 5 совокупностей с помощью основательного внимания, он обнаружит их пустоту и бессущностность. Какая сущность/ сердцевина может быть в них?

И также Дхп 170

Как практиковать распознавание изменчивости и какую пользу в практике это приносит: СН 22.102. Кратко в Гиримананда сутте.

В ДН33 1 2 говорится о практикующем, которому известно возникновение, существование и исчезновение ощущений, распознаваний и рассуждений. Развитие такой собранности ума способствует памятованию и осознанию. Поддерживая собранность как объяснено в СН 22.102 способствует разрушению влечений.

В СН 36.7 объясняется как с помощью отслеживания ощущений и обращение внимания на изменчивость уничтожаются предрасположенности.
Когда возникает приятное ощущение, памятующий и осознающий практикующий понимает, что это ощущение зависит от тела. Но это тело изменчиво, конструированно и обусловленно возникшее. А как может быть неизменным приятное ощущение, возникшее на основе чего-либо изменчивого? В теле и ощущении он отслеживает изменчивость, прекращение, затухание и исчезновение. По мере этого устраняется предрасположенность к страсти в отношении тела и в отношении приятного ощущения.
При отслеживании неприятного ощущения он устраняет предрасположенность к возмущению. При отслеживании нейтрального ощущения - предрасположенность к неведению.

В АН 5.30 говорится, что когда практикующий отслеживает изменчивость шесть сфер, являющихся основой соприкосновения, он укрепляется в отвратительности соприкосновения. Когда практикующий отслеживает изменчивость 5 присваиваемых совокупностей, он укрепляется в отвратительности присвоения.

Плод распознавания изменчивости

Плод развития распознавания изменчивости выше, чем плод многих других благих поступков А 9.20, включая подношение пищи Будде с сангхой.

В биографии Будды и современных ритуалах

В Махапариниббана сутте в диалоге с рыдающим Анандой он напоминает, что со всем любимым и приятным придётся расстаться, потому что всё однажды возникшее обязательно исчезает. Последние слова Будды в той же сутте говорят о подверженности разрушению всего конструированного. По окончании похоронного ритуала зачитывается строфа из об изменчивости всего конструированного, которую Сакка изрёк после кончины Будды.


Переводы:изменчивость, непостоянство
Основы:anicc
Морфология:a+nicca
См. также:
три характеристики: anattā , dukkha