anattā

Опубликовано khantibalo от 8 января, 2015 - 21:54

Основные понятия, необходимые для понимания концепции безличности - в блоке "см. также".

Характеристика безличности применяется в отношении пяти совокупностей и шести сфер, являясь следствием двух других характеристик: изменчивости и неудовлетворительности. Она говорит о том, что пять совокупностей и шесть сфер, с которыми мы обычно отождествляемся и считаем своими, не являются в истинном смысле нами и нашими.

Безличность описывается фразой "это не моё, я не являюсь этим, это не является мной" (netaṃ mama, nesohamasmi, na meso attā). Противоположная фраза "это моё, я являюсь этим, это является мной" в комментарии к наставлению "шесть шестёрок" объясняется как три вида хватки:

6. Chachakkasuttavaṇṇanā

 

В "наставлении о характеристике безличности" безличность пяти совокупностей объясняется двумя способами.

1. Отсутствие возможности контролировать пять совокупностей усилием воли. Если бы совокупности были нами/нашими, тогда они абсолютно во всём подчинялись бы нашим волевым усилиям и мы могли бы делать их такими, какими хотим. Хотя мы можем оказывать на них определённое влияние (что порождает то самое отождествление и присвоение), мы не властны над их основными, самыми главными характеристиками: подверженности изменениям и разрушению.

2. Изменчивость пяти совокупностей, неудовлетворительность (страдание) вследствие изменчивости и, как следствие, невозможности считать собой и своим то, что изменчиво, не удовлетворительно и подвержено превратностям.

Здесь есть возражение, что изменчивость является причиной не только страданий, но также в некоторых случаях и счастья. Например, если человек был болен, но благодаря изменениям в теле выздоровел, это изменение является причиной его счастья. Однако тут нужно отметить, что для человека в целом нежелательно если принадлежащие ему вещи будут иметь свойство неконтролируемого и непредсказуемого изменения в какую-либо сторону (даже в лучшую). Поэтому люди стремятся всячески этого избежать, защищая свои вещи всеми возможными способами и стараясь находится в обществе предсказуемых людей.

Нельзя считать в истинном смысле собой и своим то, что подвержено неконтролируемым изменениям и превратностям.

В наставлении "шесть шестёрок" безличность 6 внутренних и внешних сфер, 6 видов сознания, 6 видов соприкосновения, порождаемых ими ощущений и жажды объясняется путём возможности распознать их возникновение и исчезновение. Поскольку это возможно, у того, кто отождествляется с ними, выходит, что то, что он считает собой, возникает и исчезает. Из этого следует, что эти 24+2 безличны (не являются мной/моим).

Самоотождествление с этими 24+2 возникает путём рассмотрения их "это моё, я являюсь этим, это является мной". Это самоотождествление устраняется путём рассмотрения их "это не моё, я не являюсь этим, это не является мной".

В Гиримананда сутте распознавание безличности объясняется как распознавание безличности 6 внутренних и внешних сфер чувств.

В лекции также см. фрагменты прочих сутт:

4. Kāḷakārāmasuttaṃ

 

10. Bāhiyasuttaṃ

 

Возникновение самоотождествления с 5 совокупностями описывается в Патисамбхидамагге и следствие - в алагаддупама сутте. (и комм. к ней 241 пункт). И ещё интересный комментарий.



В саббасава сутте МН2 объясняется как различные взгляды на личность возникают благодаря неосновательному вниманию к определённым вопросам: был ли я в прошлом и т.п. (в лекции перечислить полностью)
http://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=1554

4 вида самоотождествления

4. (44) Cūḷavedallasuttaṃ

 

В патисамбхидамагге приводятся примеры
http://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=7312
1. когда человек видит пламя считает идентичными пламя и цвет: "то, что является пламенем, то цвет, что цвет, то пламя"
2. когда человек видит дерево и считает дерево и тень отдельными вещами, но дерево обладает тенью
3. когда человек видит цветок и считает цветок и запах разными, но цветок обладающим запахом
4. когда человек видит драгоценный камень в шкатулке и считая их разными, но камень содержится в шкатулке

http://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=2390
Эти взгляды сопровождаются самомнением "я есть". Когда необразованный простолюдин сталкивается с тем, что испытывается в результате соприкосновения неведения, у него возникают мнения "я есть", "я это", "я буду", "меня не будет", "я буду обладать телом", "я буду бестелесным", "я будут иметь способность распознавания", "я буду нераспознающим", "я буду ни распознающим ни нераспознающим".

http://tipitaka.theravada.su/view.php?NodeID=2392
Самомнение принимает форму гордости (или комплекса неполноценности) когда в отношении 5 совокупностей появляются мнения: я лучше, я хуже, я не хуже.

Изменчивость и страдание являются очевидными характеристиками и они известны даже когда Будда отсутствует. Но характеристика безличности является тонкоуловимой и сложной и может быть объяснена только Буддой. И даже Будда объясняет её через изменчивость и страдание.

 


Переводы:безличность
Основы:anatt
Морфология:an+attā
См. также: pañcakkhandhā , nibbidā , virāga , vimutti
три характеристики: anicca , dukkha

Объяснение

Anattalakkhaṇasuttaṃ Наставление о характеристике безличности Подробно
«Rūpaṃ, bhikkhave, anattā. "Монахи, тело не является мной. Подробно
Rūpañca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa, nayidaṃ rūpaṃ ābādhāya saṃvatteyya, labbhetha ca rūpe : «evaṃ me rūpaṃ hotu, evaṃ me rūpaṃ mā ahosī»ti. Если бы тело являлось мной, то это тело не приводило бы к страданию, было бы возможно добиться от тела: "Пусть моё тело будет таким-то, пусть моё тело не будет таким-то". Подробно
Yasmā ca kho, bhikkhave, rūpaṃ anattā, tasmā rūpaṃ ābādhāya saṃvattati, na ca labbhati rūpe : «evaṃ me rūpaṃ hotu, evaṃ me rūpaṃ mā ahosī»»ti. Но именно из-за того, что тело не является мной, оно приводит к страданию и невозможно добиться от тела: "Пусть моё тело будет таким-то, пусть моё тело не будет таким-то"". Подробно
Chachakkasuttaṃ Наставление "Шесть шестёрок" Подробно
««Rūpā attā»ti yo vadeyya taṃ na upapajjati. Если кто-то говорит: "Я – видимые формы", это не соответствует действительности. Подробно
Rūpānaṃ uppādopi vayopi paññāyati. Можно распознать возникновение и исчезновение видимых форм. Подробно
Yassa kho pana uppādopi vayopi paññāyati, «attā me uppajjati ca veti cā»ti iccassa evamāgataṃ hoti. Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение видимых форм, то у него получается, что: "Моё "Я" возникает и исчезает". Подробно
Tasmā taṃ na upapajjati : «rūpā attā»ti yo vadeyya. Поэтому, если кто-то говорит: "Я – видимые формы", это не соответствует действительности. Подробно
Iti cakkhu anattā, rūpā anattā. Таким образом, зрение безлично, видимые формы безличны. Подробно

Комментарии