Вегетарианство

Опубликовано khantibalo от 3 апреля, 2007 - 18:54
<<Назад
Религиозное значение поста
Оглавление Далее>>
Луна и соблюдение религиозных предписаний
Перевод Таблица Оригинал

Вегетарианство

Не следует судить о чистоте или порочности человека только по тому, что он ест.

В Амагандха Сутте (Сутта Нипата 2.2) Будда говорит:

Ни хождение обнажённым, ни спутанные волосы, ни нанесение на себя грязи, ни пост, ни сон на земле, ни обтирание тела золой, ни хождение на пятках, не могут очистить человека, не преодолевшего сомнение [в Трёх Драгоценностях]. Комментарий

Само по себе употребление рыбы и мяса не делает людей порочными. Порочным человек становится от ханжества, обмана, зависти, тщеславия, пренебрежения и других дурных намерений. Люди оскверняют себя плохими мыслями и поступками. В буддизме нет никакого строгого правила, которое запрещает последователям употреблять рыбу и мясо. Будда учил только тому, что последователи его учения не должны совершать преднамеренные убийства живых существ или просить других совершать подобные убийства для них.

Хотя Будда не призывал монахов соблюдать вегетарианство, он учил, что ради самоуважения и самозащиты им следует избегать употребления десяти видов мяса. Это мясо человека, слона, лошади, собаки, змеи, льва, тигра, леопарда, медведя и гиены. Некоторые животные могут напасть на людей, если чувствуют запах мяса своего собрата. (Подробно об этом см. в Виная Питаке)

Когда ученик по имени Дэвадатта предложил ввести в монашеской общине вегетарианство, Будда ответил отказом. Буддизм – это свободная религия, и Будда говорил, что человек должен сам решать, быть ему вегетарианцем или нет. Этот момент ясно указывает, что Будда не считал данное ограничение очень важным религиозным правилом. В учении Будды нет ни одного упоминания о том, что буддистам предписано вегетарианство.

Врач Дживака Комарабхачча так обсуждал с Буддой этот противоречивый момент:

- Почтенный, от людей я слышал, что животных убивают специально для отшельника Готамы и что он, зная об этом, ест мясо животных, убитых специально для него. Действительно ли эти люди передают подлинные слова Благословенного и не клевещут ли на его Учение?
- Дживака, те, кто говорят, что животных убивают специально для отшельника Готамы и отшельник Готама, зная об этом, ест полученное таким образом мясо, не передают мои слова и клевещут на меня. Дживака, я говорил, что монах не должен употреблять мясо животного, о котором он видел, слышал или подозревает, что оно было убито специально для него. В этих трёх случаях мясо не следует употреблять. Я говорю, что мясо можно употреблять, когда монах не видел, не слышал и не подозревает, что животное было убито специально для него.

(Дживака сутта, МН 55)

В некоторых странах последователи буддизма Махаяны придерживаются строгого вегетарианства. Те, кто питаются растительной пищей и избегают употребления мяса животных, достойны похвалы. Однако, одобряя соблюдение данного правила во имя религии, необходимо подчеркнуть, что этим людям не следует ругать тех, кто не практикует вегетарианство. Они должны помнить, что в исходном учении Будды нет такого правила, которое требовало бы от буддистов практики вегетарианства. Необходимо понимать, что буддизм является Срединным Путём. Это либеральная религия в том смысле, что Будда советовал не впадать в крайности в процессе практики его учения.

Одно лишь вегетарианство не поможет человеку развить хорошие качества. Среди невегетарианцев немало добрых, скромных, вежливых и приверженных религии людей. Поэтому не нужно придерживаться мнения, что истинный последователь обязательно должен быть вегетарианцем.

С другой стороны, если кто-то считает, что без употребления мяса и рыбы нельзя жить здоровой жизнью, то и это утверждение можно поставить под сомнение, если рассмотреть миллионы людей во всём мире, которые придерживаются полного вегетарианства и являются более сильными и здоровыми, чем употребляющие мясо. Будда утверждал, что на самом деле человека загрязняет не то, что поступает в рот, а то, что из него выходит.

Люди, критикующие буддистов-мясоедов, не понимают буддийское отношение к еде. Живому существу необходимо питание. Мы едим, чтобы жить. По существу, людям необходимо питать своё тело пищей, чтобы оно было здоровым и давало энергию чтобы трудиться. Однако, в результате растущего благосостояния, всё больше и больше людей, особенно в развитых странах, едят ради удовольствия. Пристрастие к какой-то определённой пище или совершение убийств ради жажды мяса считается неправильным поведением. Если человек ест умеренно, без жадности, не принимая прямого участия в акте убийства, и употребляет пищу только ради поддержания в тонусе своего тела, то можно сказать, что он или она практикует самоограничение. Главной целью должно быть уничтожение алчности, а не выбор еды. Комментарий

<<Назад
Религиозное значение поста
Оглавление Далее>>
Луна и соблюдение религиозных предписаний

Редакция перевода от 01.07.2015 20:06