О некоторых принципах устройства и функционирования монашеской общины

Опубликовано khantibalo от 19 июля, 2015 - 21:14

 

Будда основал общину монахов и монахинь, предоставляющую возможность желающим на постоянной основе заниматься практикой, а также глубоко изучать и распространять его учение. Функционирование общины регулируется сводом правил дисциплины, которым посвящена целая "корзина" палийского канона - Виная Питака. Следование правилам дисциплины является неснимаемой обязанностью всех членов монашеской общины.

Хотя основные правила (входящие в Патимоккху) относятся к поведению монахов, также существует множество правил, описывающих устройство монашеской общины в целом и принципы совместного проживания в ней монахов. Данная статья написана с просветительской целью по той причине, что эта тема мало известна широкому кругу буддистов в нашей стране. В этих условиях есть опасность приобретения большого влияния и известности монахами, чьё поведение идёт вразрез с буквой или духом монашеской дисциплины.

Проживание монахов

В каноне мы встречаем много упоминаний об уединённой жизни монахов в лесу. Будда неоднократно восхвалял такой образ жизни, лучше всего способствующий отрешению и медитативной практике. На начальном этапе развития монашеской общины монахи в основном странствовали, не задерживаясь подолгу в одном месте. В дальнейшем произошёл переход к оседлой жизни, стали появляться монастыри. С тех пор монастырь стал основным местом проживания буддийских монахов. Монастыри стали центром обучения монахов и мирян, местом изучения и практики учения Будды, важными символами буддизма.

В настоящее время подавляющее большинство монахов в странах Азии живут в монастырях. Некоторое небольшое количество монахов, следуя совету Будды, живут в лесу.

Старшинство

В монашеской общине установлена иерархия, зависящая от количества "сезонов дождей", проведённых монахом (дальше будем называть это стажем). Существует следующее деление:

  1. Новый монах - стаж до 5 лет
  2. Средний монах - стаж от 5 до 10 лет
  3. Старший монах - стаж от 10 лет.

Монах со стажем 10 лет и более может выступать в качестве наставника для новых монахов, а также занимать в монашеской общине руководящие посты.

Обучение и контроль за поведением

После вступления в монашескую общину монах должен поступить под опеку старшего монаха - учителя и проживать рядом с ним. Долгом учителя является обучение подопечного учению Будды и монашеской дисциплине. Долгом подопечного монаха является учиться и оказывать помощь учителю во всех его делах.

Важной обязанностью учителя является следить за поведением, и, что наиболее важно, за взглядами своих подопечных. Постоянный контроль поведения и взглядов монахов является долгом всех старших монахов в монашеской общине. При необходимости они должны делать замечания младшим монахам. В некоторых случаях поведение и/или взгляды монаха могут стать предметом обсуждения на официальном собрании общины и община вправе наложить на монаха дисциплинарное взыскание за проступки.

Нахождение под опекой старшего монаха в течение не менее чем 5 лет после вступления в монашескую общину является обязательным для всех монахов.

Членство в монашеской общине также означает быть частью сложной системы, пребывание в которой требует, помимо соблюдения правил монашеской дисциплины, следование её традициям и подчинение правилам той общины, в которой человек принял монашество. Многое из этого может быть освоено только путём длительного проживания в общине и "по книгам" не постигается.

Самостоятельное проживание

Согласно правилам монашеской дисциплины, монах вправе проживать самостоятельно или не поступать под опеку старшего монаха при проживании в монастыре при соблюдении ряда условий, главными из которых является завершение 5-летнего срока нахождения под опекой, а также обученность и компетентность в отношении монашеской дисциплины и учения Будды. Если монах так и не стал обученным и компетентным, он должен и далее проживать под опекой учителя.

По мнению автора этой статьи, в случае, если монах является выходцем из небуддийской страны, его срок проживания под опекой старшего монаха должен быть в полтора - два раза больше того, что предписан монашеской дисциплиной, в связи с необходимостью осваивать язык и культуру страны проживания. В некоторых странах/общинах это решается путём института анагариков (мирян, живущих при монастыре) или нахождения кандидата в статусе саманеры в течение нескольких лет. Таким образом, кандидат проходит испытательный срок перед принятием в монашескую общину как полноправный член.

Упосатха и другие собрания монашеской общины

Будда установил, что по дням полнолуния и новолуния при наличии в монастыре достаточного количества монахов община должна проводить особое мероприятие, называемое "упосатха" и заключающееся в том, что монахи должны подтвердить свою чистоту и приверженность монашеской дисциплине. Для этого они должны провести искупительные процедуры согласно совершённым ими нарушениям монашеской дисциплины, и вместе прослушать чтение Патимоккхи - свода основных правил для монахов.

Во время этого и других собраний монахи могут обсуждать текущие дела, слушать лекции, обсуждать поведение и взгляды членов общины, налагать наказание на провинившихся, принимать в общину новых членов и т.п.

Роль коммуникации между монахами и участия в процедурах общины

Из описанного выше вытекает огромная роль, которую имеет коммуникация между членами монашской общины. Без нормальной коммуникации невозможно адекватное взаимодействие между учителем и учеником, между старшими и младшими монахами. Особую роль коммуникация играет для новых монахов. Регулярное участие в процедурах общины и соблюдение её традиций позволяет новым монахам овладеть соответствующими аспектами монашеской дисциплины и делает для них возможным в дальнейшем успешно занять место старших монахов.

Опасность проживания монаха отдельно от общины и/или в условиях отсутствия коммуникации

Проживание монаха в этих условиях несёт в себе угрозу компрометации его монашеской жизни. Здесь возможно два сценария.

1. Проживание монаха - выходца из западной страны в буддийском монастыре одной из стран Азии

В этих условиях если он не владеет языком страны проживания или в монастыре отсутствуют монахи, владеющие иностранными языками, коммуникация будет нарушена. При этом, хотя монашеская община сможет контролировать поведение такого монаха, его взгляды  останутся неподконтрольными.

Возможен и умышленный отказ западного монаха изучать язык страны проживания с целью избежать такого контроля. Кроме того, возможен выбор им для проживания такого монастыря, в котором принято пренебрегать правилами монашеской дисциплины и поведение монахов особенно не контролируется.

В общем случае такой монах не может нанести особого вреда учению Будды, хотя при наличии существующих в настоящее время средств коммуникации он может оказывать влияние на буддистов у себя на родине.

2. Проживание монаха на постоянной основе отдельно от монашеской общины в другой культурно-языковой среде

В этих условиях отсутствует не только контроль за взглядами монаха, но и за его поведением. Такой монах не принимает участия в процедурах монашеской общины и работе по монастырю, не исполняет своевременно искупительных процедур при нарушении правил, не проходит должного обучения у своего учителя и других старших монахов и не находится под их контролем.

Опасность распространения таким монахом искажённого учения возрастает многократно, если, умышленно приняв такой образ жизни (в т.ч. под "благовидным" предлогом заботы о мирянах), он ведёт активную проповедническую деятельность и приобретает последователей. Это становится возможным в связи с тем, что в другой культурно-языковой среде большинство мирян не имеют представления о монашеской жизни и её принципах. Проповедуя вдали от монашеской общины, от старших монахов, на недоступных им языках, без санкции монашеской общины он может бесконтрольно продвигать какие угодно идеи под видом буддийских.

По этой причине в некоторых странах Азии монаху разрешается проповедовать только после сдачи экзаменов.

Следует также отметить, что описанные здесь опасности относятся не только к выходцам из западных стран, но и к монахам - выходцам из буддийских стран, проживающих за их пределами.

Вывод

Мирянам надлежит с большой осторожностью относиться к монахам, проживающим вне общины, в особенности если есть основания полагать об умышленном выборе ими таких условий проживания с целью неподконтрольности. К их деятельности следует относиться особенно внимательно по причине возможности как непреднамеренного, так и умышленного искажения ими учения Будды и поведения, противоречащего правилам или духу монашеской дисциплины.

Опасность распространения искажённого учения также существует в отношении учителей-мирян, проповедующих за пределами Азии. Из этих соображений целесообразно, чтобы учителя (монахи и миряне) делали свои лекции доступными для анализа в текстовом или аудиоформате и снабжали их ссылками на первоисточники.


Литература

1. Thanissaro Bhikkhu, "The Buddhist Monastic Code".  Двухтомник на английском языке, доступен в формате pdf. На русский язык Московской общиной Тхеравады переведены некоторые главы из этого труда (пер. по 2 изданию) здесь.

2. Bhikkhu Khantipalo, "The Buddhist Monk's Discipline - Some Points Explained for Laypeople", 2006. Публикация из серии The Wheel №130. На английском языке.

3. Bhikkhu Ariyesako "The Bhikkhus' Rules - A Guide for Laypeople", 1999. На английском языке. Перевод отдельных глав из этой и предыдущей публикации выполнен Московской общиной Тхеравады и доступен здесь.

4. Материалы к празднику "Магха Пуджа". пер. с пали Московской общины Тхеравады. В этой работе объясняется роль монашеской дисциплины для выживания монашеской общины.

5. Наставление об условиях не-упадка - Ангуттара Никая 7.21. (англ). (рус). Сутта показывает важность коммуникации и встреч монахов, а также роль старших монахов для поддержания общины.

Комментарии

По теме этой статьи возникло несколько вопросов:

1. Насколько распространена практика самостоятельного проживания монахов в Азии помимо института лесных монахов?

2. Монах, не завершивший срок нахождения под опекой, желает жить в лесу. Должен ли он просить разрешения у учителя на такое проживание? Вправе ли учитель разрешить ему? Если да, то как в этом случае решается вопрос обучения, участия монаха в упосатхе и других процедурах общины?

3. Каковы санкции к монаху, если он, имея стаж меньше 5 лет, не проживает под опекой учителя? Засчитываются ли в этом случае монаху какие-либо нарушения? Монашеская община вправе путём специальной процедуры поместить монаха под опеку, но среди оснований для применения такой санкции недостаток стажа не фигурирует.
В этой связи интересны два вида нарушений. (1) Монахи в монастыре не ухаживают за больным монахом. В этом случае всем монахам в монастыре засчитывается нарушение класса "дурной поступок" за каждый день, когда не ухаживают. (2) Подопечные не ухаживают за учителем. Засчитывается нарушение класса "дурной поступок" всем подопечным за каждый день, который они не ухаживают.