Распознавание изъянов

Опубликовано khantibalo от

10. Girimānandasuttaṃ

Что такое распознавание недостатков?
Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место и думает так: "В этом теле много страданий, много недостатков.
Ведь в этом теле возникают разнообразные болезни, а именно:
болезнь глаз, болезнь ушей, болезнь носа, болезнь языка, болезнь туловища, болезнь головы, болезнь уха, болезнь рта, болезнь зубов;
кашель, астма, простуда, изжога, лихорадка, боль в животе, обмороки, дизентерия, грипп, холера, проказа, фурункулы, стригущий лишай, туберкулёз, эпилепсия, зуд, чесотка, псориаз, желтуха, диабет, геморрой, свищи, язвы;

В этом распознавании Будда даёт правило для места. Заниматься им нужно с безлюдном месте, при этом правило для позы не даётся. Палийское слово ādīnava, вынесенное в название этого распознавания, означает "изъян", "недостаток" или "опасность", поэтому есть отличия в переводах. Подробного объяснения этой практики нет нигде в текстах, включая Висуддхимаггу. В комментарии к самой АН 10.60 есть лишь краткие объяснения некоторых болезней.

Комментарий 13 века даёт такие пояснения к тексту:

  • Холод, жара, голод, жажда, дефекация, мочеиспускание включаются в число болезней, потому что они тоже приносят боль
  • Болезни глаз и прочего относятся к физическим органам чувств, а не к чувствительности (khantibalo: или к зрительному сознанию)
  • Болезни от непривычной деятельности возникают при стоянии, сидении, ношении тяжестей, не являющихся обычными для человека
  • Первые 7 видов болезней можно излечить, но никакое лекарство не поможет от болезней, являющихся результатом каммы.

Понятие "изъян" также фигурирует при описании пяти совокупностей в СН 22.57. Там говорится, что изъяном всех пяти совокупностей является то, что они все непостоянны, мучительны и подвержены изменению.

Целительная сила - комментарий дост. Гунаратаны (конспект)

Свобода от страстного желания – сильное лекарство. Беспокойство, стресс, нервные срывы, депрессия, зависимость, ссоры и даже разводы возникают в результате негативных эмоций страсти и гнева. Физические заболевания также тесно связаны с нашим эмоциональным здоровьем. Например, если мы позволяем себе постоянно раздражаться, в конце концов мы испытываем гнев. Неконтролируемый гнев становится ненавистью. Если нас переполняет ненависть, мы плохо спим. От недостатка сна поднимается кровяное давление, что может привести к инсульту или инфаркту. Если же ум спокоен и расслаблен, мы реже заболеваем, а если заболеваем – меньше страдаем и быстрее выздоравливаем.

Зная это, Будда прописал распознавание изъянов как один из компонентов лечения Гиримананды. Каким бы физическим недугом ни страдал Гиримананда, лекарство Дхаммы прекрасно ему подошло. Дхамма не только устранила эмоциональное и физическое страдание Гиримананды, но и привела его к ниббане, даровав бессмертие и вечность. Так знание истины становится лекарством.