Возвышенные состояния (по Висуддхимагге)

Опубликовано khantibalo от

Общая схема практики

 формула распространениякак распространяется (по Висм.)на кого не распространять
дружелюбиеПусть эти существа пребывают без ненависти, без недоброжелательности, без несчастий, счастливые, пусть заботятся о себе.На себя и затем, используя себя в качестве примера, на уважаемого человека или благодетеля, вспоминая его добрые дела по отношению к себе. Этого достаточно для достижения поглощённости ума. После этого можно распространять на нейтрального как на уважаемого, на врага как на уважаемого.на умерших и конкретных лиц противоположного пола
состраданиеПусть эти страдающие существа избавятся от страданий.Сначала эта мысль направляется на страдающих существ или на тех, кто совершает дурные поступки - в этом случае размышление о страданиях, которые ему придётся испытать в дурном уделе. Затем можно распространять на любимого, нейтрального и враждебного.на умерших и конкретных лиц противоположного пола и в начале практики на любимого, нейтрального и враждебного.
сопереживающая радость"Это существо действительно радостно. Как прекрасно." и также "Пусть они не потеряют блага, которые приобрели."Начинать с любимого, затем переходить к нейтральному и враждебному. Если он сейчас не рад, вспоминать как он был рад в прошлом или думать как будет рад в будущем. на умерших и конкретных лиц противоположного пола
безмятежное наблюдениеВ Висм. не даётся, но есть отсылка на эту формулу сутт: "Cущества являются владельцами своей каммы, наследниками своей каммы, происходят от своей каммы, связаны со своей каммой, камма - их убежище. Какие бы [каммические] поступки они ни совершили - хорошие или плохие - именно их они и унаследуют."Сначала на нейтрального, потом на любимого, потом на враждебного.не указывается, но видимо аналогично дружелюбию

Враги возвышенных состояний

 что преодолеваетближний врагдальний враг
дружелюбиенеприязнь, раздражениестрастьнедоброжелательность
состраданиежестокостьпечаль, связанная с мирской жизньюжестокость
сопереживающая радостьнедовольство радость, связанная с мирской жизньюотвращение
безмятежное наблюдениеодобрение и неприязньбезмятежность из-за незнания, связанная с мирской жизньюстрасть и отвращение

Способы преодоления неприязни при распространении дружелюбия на враждебного человека

Каждый последующий практикуется если предыдущий не позволил преодолеть неприязнь.

  1. Вхождение в джхану дружелюбия на уважаемом и прочих людях и после выхода из неё направлять дружелюбие на враждебного
  2. Вспоминать о метафоре с пилой, которую Будда даёт в МН 21 и также о перечне несчастий, которые враг желает врагу в АН 7.64 (также метафора с бревном из Ити 91, но она относится к другому)
  3. Воспоминание о благом качестве такого человека. Например, если он не сдержан в теле, но сдержан в речи, вспоминать о его сдержанности в речи. Если ни в чём не сдержан, зародить сострадание из-за неминуемого попадания его в дурной удел.
  4. Вспомнить о советах по преодолению неприязни из АН 5.161: развитие дружелюбия, сострадания, безмятежного наблюдения по отношению к неприятному человеку, не обращать внимание на него, размышлять об обладании своей каммой.
  5. Поучать себя, что враг не может уязвить твой ум, что оставившему мирскую жизнь стоит расстаться и с гневом, нет смысла гневаться раз дурные дела творят другие, а не ты и т.п.
  6. Думать о владении своей каммой в отношении себя и также в отношении того, кто наносит вам вред. Гнев принесёт вред мне, а дурные поступки другого человека принесут вред только ему.
  7. Вспоминать о подвигах бодхисатты в джатаках №51 и №313 (об учителе терпения), №358, №514 и других, и думать, что ты должен подражать ему, раз идёшь по его стопам.
  8. Вспомнить о безначальности сансары и о том, что все существа когда-то были нашими родителями.
  9. Вспомнить 11 преимуществ дружелюбия (АН 11.15).
  10. Воспоминание о том, что у каждого человека есть 32 части тела, он представляет собой скопление первоэлементов, совокупностей, сфер чувств и задавание себе вопроса "на что именно из этого ты злишься?"
  11. Сделать подарок этому человеку или принять подарок от него

Способы распространения возвышенных состояний

В Висуддхимагге с опорой на Патисамбхидамаггу утверждается, что эта практика - для тех, кто уже достиг джханы основным способом из первой таблицы.

В формулу распространения в первой таблице подставляются по очереди эти виды существ:

обобщённое распространениенаправленное распространениераспространение по направлениям
  1. Все сущие
  2. Все дышащие
  3. Все существа
  4. Все индивидуумы
  5. Все имеющие индивидуальность
  1. Все женщины
  2. Все мужчины
  3. Все благородные
  4. Все не благородные
  5. Все божества
  6. Все люди
  7. Все обитатели низших миров
  1. Все в восточном направлении
  2. Все в западном направлении
  3. Все в северном направлении
  4. Все в южном направлении
  5. Все в северо-восточном направлении
  6. Все в северо-западном направлении
  7. Все в юго-восточном направлении
  8. Все в юго-западном направлении
  9. Все в нижнем направлении
  10. Все в верхнем направлении

Далее возможно сочетание первых двух схем с третьей, например: "Пусть все сущие в восточном направлении...", "пусть все благородные в нижнем направлении.." и т.п.

Увеличение охвата

Эта практика выполняется как в сосредоточении доступа, так и в полной поглощённости. Сначала возвышенное состояние распространяется на одно жилище путём стандартной формулы из первой таблицы: "Пусть все существа в этом жилище...". Когда ум стал мягким и послушным, охват увеличивается до двух ... десяти жилищ, одной улицы, половины деревни, целой деревни, района, страны, направления, мировой системы и существ за её пределами.