Вопрос об оберегании истины

Опубликовано khantibalo от

Будда указывает Капатике, что он изменил свою позицию. Сначала говорил, что мнение брахманов об истинности гимнов принято на веру, а потом стал говорить, что это часть их устной традиции. Далее Будда приводит 5 оснований, на основе которых можно принять убеждение, и оно может оказаться ложным и также можно принять убеждение без этих оснований и оно может оказаться истинным:

  1. вера (была в речи Капатики)
  2. одобрение
  3. устная традиция (была в речи Капатики)
  4. обдумывание оснований (комм. к АН 3.65: принятие обдуманного по обоснованию "это хорошее обоснование")
  5. принятие взгляда после размышления (комм. к АН 3.65: принятие [с мыслью] "это согласуется со взглядом, который мы обдумав приобрели." )

Поскольку это так, если убеждение принято на основе какого-то из этих оснований, человек, оберегающий истину, не должен приходить к заключению о заведомой истинности этого убеждения и никчёмности всех остальных. Комментарий говорит, что тема оберегания истины была специально поднята Буддой, чтобы Капатика задал вопрос.

Капатика спрашивает каким образом происходит оберегание истины.

Будда отвечает, что если человек просто верит во что-то, он оберегает истину, признавая "я [просто] верю в это" и не приходя к заключению, что остальное никчёмно. При этом истину он не открыл. Рассуждение в отношении остальных четырёх оснований - аналогичное.