Брахман подносит Будде еду

Опубликовано khantibalo от

4. Kasibhāradvājasuttaṃ

Тогда брахман Касибхарадваджа наложил рисовой каши в металлическую тарелку и, подав ее Благословенному, сказал: "Пусть любезный Готама отведает рисовой каши;
любезный – пахарь, ибо любезный Готама пашет ту пашню, плодом которой является неумирающее."

Комментарий объясняет его мотив

4. Kasibhāradvājasuttavaṇṇanā

Тогда брахман, услышав наставление с глубоким смыслом понял: "отведав плодов моих пахотных работ на следующий день я становлюсь голодным, пашня же этого человека приносит неумирающее в качестве плода, отведав её плод освобождаешься от всех страданий", будучи приверженным, совершая жест приверженности стал подавать ему рисовую кашу.

Вот что Будда ответил ему на это

4. Kasibhāradvājasuttaṃ

[Будда:] "Что получено декламацией строф, не годится для употребления мной в пищу. Это не является образом поведения того, кто видит ясно;
постигшие отвергают полученное декламацией строф, – раз такой принцип существует, таков их образ жизни.

Это означает, что для того, кто видит чистоту средств к существованию, нет возможности употреблять в пищу то, что получено пением строф. Поэтому будды отвергают таким образом полученные дары.

Комментарий задаётся вопросом - но разве строфы были пропеты Буддой ради каши? Ответ в том, что нет. Но если бы он принял, то продемонстрировав все качества Будды он получил бы за пение столько, сколько получают актёры и танцоры. Люди, довольствующиеся малым, отвергают доходы, полученные даже тогда, когда другие объясняют их благие качества. В качестве примера приводится гончар Гхатикара.

Кроме того, Будда тем самым освобождает себя от порицания, состоящее в том, что это наставление якобы было прочитано им с целью получить дары. Средством приобретения необходимых вещей для будд является поиск и нахождение. Это их чистота средств к существованию.

Брахман подумал, что Будда отверг его пищу и у него нет рисовых зёрен, которые можно было бы поднести вместо этого, но возможно он примет другое подношение. Будда понял это и подумал, что пришёл с целью сделать этого брахмана своим последователем. Он понимал, что брахман недоволен, а в этом состоянии трудно постичь что-либо глубокое, поэтому чтобы стимулировать его приверженность, изрёк следующую строфу:

4. Kasibhāradvājasuttaṃ

Cовершенного великого провидца, чьи влечения устранены и сожаление успокоено, другой
едой и другим питьём потчуй. Он является полем для ищущего благих дел."

Совершенный великий провидец - этот тот, кто обладает всеми благими благими качествами благодаря стремлению к ним. Будда так аккуратно выразил свою идею, не сказав напрямую "давай, неси своё подношение".

Брахман подумал, что эта каша для Будды и ему было не ясно что с ней делать

4. Kasibhāradvājasuttaṃ

[Брахман:] "Тогда, о любезный Готама, кому мне отдать эту кашу?"

Будда понял, что кроме него или его учеников, никто переварить её не сможет и поэтому сказал

4. Kasibhāradvājasuttaṃ

[Будда:] "О брахман, я не вижу никого в этом мире с его божествами, Марой и Брахмой, в этом народе с его отшельниками и брахманами, правителями и простыми людьми, кто, съев эту кашу, сможет должным образом переварить её кроме Татхагаты или ученика Татхагаты.
Поэтому, о брахман, ты должен выбросить эту рисовую кашу где-нибудь, где мало травы, или вылить в воду, где нет живых существ."

Эта формула показывает, что даже наивысшие божества и брахмы не смогут её переварить, чего уж говорить о людях и более низких существах. Причина в том, что божества поместили в неё питательную сущность, таким образом лишь Будда и араханты могут должным образом переварить её. Будда посоветовал вылить кашу туда, где нет живых существ, чтобы защитить насекомых и водных жителей. И произошло чудо:

4. Kasibhāradvājasuttaṃ

Тогда брахман Касибхарадваджа вылил рисовую кашу в воду, где нет живых существ.
И рисовая каша, вылитая в воду, зашипела, заскворчала, задымилась и испустила пар.
Как разогретый за целый день лемех, будучи опущен в воду, шипит, скворчит, дымится и испускает пар, так шипела, скворчала, дымила и испускала пар рисовая каша, вылитая в воду.

Это случилось не по естественным причинам, а именно из-за силы Будды. Цель была вызвать у брахмана чувство срочности (духовный страх).