Строфы 9, 10 и 11

Опубликовано khantibalo от

7. Tirokuṭṭasuttaṃ

[Думая:] "Он давал мне [вещи], он работал для меня, он был моим родственником, моим другом, моим партнёром"
пусть он совершает дары голодным духам, помня, что они сделали для него в прошлом.

Комментарий говорит, что здесь даётся пример того, что нужно думать при совершении подношений ради умерших родственников. Дело в том, что даже если духи родственников пришли к его дому, они, желая что-то получить, не могут попросить "дай это нам". Подробное объяснение этих размышлений следующее:

Dasamagāthāvaṇṇanā

Смысл этого следующий: он дал эти деньги мне или это зерно, он сделал для меня это дело, взяв управление на себя, он был моим родственником, потому что был связан по материнской или отцовской линии или он был моим другом, поскольку был способен стать убежищем благодаря своей доброте, или был партнёром, поскольку он был моим товарищем по ношению одежд из лохмотьев [в бездомной жизни]. И поэтому, вспоминая всё таким образом, пусть он совершает дары умершим, пусть он осуществляет раздачу подаяния.

Далее Будда говорит, что слёзы и причитания никак умершим не помогают, а только лишь мучают живых:

7. Tirokuṭṭasuttaṃ

Ведь ни слёзы, ни печаль, ни другие причитания
не приносят пользы голодным духам пока их родственники продолжают так [горевать].

Здесь слёзы, печаль и причитания (плач) соответствуют телесному, умственному и речевому мучению.

7. Tirokuṭṭasuttaṃ

Но тот дар, что был сделан и хорошо помещён в Общине
приносит им благо надолго, немедленно приносит пользу.

Здесь по словам комментария Будда указывает на ценность подаяния, такого как совершил Бимбисара. Когда совершается такое подношение ордену, то поскольку Сообщество (khantibalo: которое она олицетворяет?) является несравненным полем заслуг, это принесёт голодным духам благо надолго. И также оно может помочь и сразу, а не когда-то в будущем.

Рассматривая альтернативный вариант понимания этой строфы комментарий приводит 4 основных класса голодных духов:

  1. страдающие от голода и жажды
  2. питающиеся рвотными массами
  3. живущие на подношения другим
  4. поглощённые желанием