Влечения, устраняемые с помощью избегания

Опубликовано khantibalo от

Parivajjanā pahātabbāsavā

И какие же влечения, монахи, следует устранять с помощью избегания?
Здесь монах, основательно рефлексируя, избегает вспыльчивых слонов, вспыльчивых лошадей, вспыльчивых быков, вспыльчивых собак, змей, пеньков, колючих зарослей, ям, пропастей, отстойников и помойных ям.
Основательно рефлексируя, он избегает сидеть в неподходящих местах, вращаться в неподходящей среде и водиться с дурными друзьями, поскольку если бы он поступал так, то мудрые товарищи по возвышенной жизни могли бы посчитать у него возможными дурные мотивы поступков.
Монахи, те влечения, досада и перевозбуждение, которые могут возникнуть у того, кто не избегает этих вещей, не возникают у того, кто избегает их.
Монахи, вот что называется влечениями, которые следует устранять с помощью избегания.

Комментарий говорит, что монах думает о возможности гибели при нахождении рядом со вспыльчивыми животными, в особенности с хищниками, и поэтому избегает их. Также он избегает неподходящих мест для сидения - они описаны в монашеской дисциплине в разделе "неопределённых" правил. Эти правила запрещают монаху сидеть с женщиной в укромном месте, где есть возможность незаметного для других сексуального контакта, и также в скрытом месте, где нет возможности такого контакта, но есть возможность разговаривать наедине.

"Вращение в неподходящей среде": неподходящей средой согласно Винае являются следующие лица:

  1. проститутки
  2. вдовы или разведённые женщины
  3. "толстая девушка" (трансгендерный мужчина?)
  4. пандаки (5 видов: евнух, бесполое существо и др.)
  5. монахини

Комментарий к Винае говорит, что понятие "монах путается с ними" означает, что он относится к такому человеку как к другу или близкому. Посещать их по делам монашеской общины разрешается.

Дурными друзьями считаются низменные, порочные, безнравственные друзья или недруги. (khantibalo: видимо аналогично глупцам из СНп 2.4).

Если монах будет поступать так (khantibalo: вращаться в неподходящей среде и т.п.) мудрые монахи будут его осуждать: (khantibalo: видимо когда монахов подозревают в чём-то плохом) "несомненно это он сделал или сделает".

Как возникают 4 вида влечений:

  1. влечение к чувственным удовольствиям возникает как желание удовольствий в результате страдания от встречи со вспыльчивыми слонами и прочими
  2. влечение к быванию возникает как желание родиться в благом уделе, где нет страданий от встреч со вспыльчивыми слонами и прочими как реакция на такую встречу
  3. влечение к взглядам возникает, когда подвергаясь нападению слонов и прочих возникает хватка "слон топчет меня, это моя лошадь" и т.п.
  4. влечение к неведению является сопровождающим всё это неведением

Этим способом устраняется 4 вида влечений умноженные на множество невзгод, которых монах избегает. Это устранение влечений с помощью нравственности.