Две основные школы буддизма

Отображение колонок
Текст оригинала
русский Khantibalo
Комментарии
<<Назад
Абсолютная Истина
Оглавление Далее>>
Глава 5. Основные учения
Перевод Таблица Оригинал
english - Author русский - Khantibalo Комментарии
Two Main Schools of Buddhism1 Две основные школы буддизма[1]
The real followers of the Buddha can practise this religion without adhering to any school or sect. Настоящие последователи Будды могут практиковать эту религию без принадлежности к какой-либо школе или буддийской организации.
A few hundred years after the Buddha’s passing away, there arose eighteen different schools or sects all of which claimed to represent the original Teachings of the Buddha. Спустя несколько сот лет после смерти Будды появилось восемнадцать различных школ, каждая из которых заявляла о том, что именно она хранит исходные учения основателя буддизма.
The differences between these schools were basically due to various interpretations of the Teachings of the Buddha. Различия между появившимися школами в основном состояли в различной интерпретации учений.
Over a period of time, these schools gradually merged into two main schools: Theravada and Mahayana. С течением времени все школы постепенно слились в две основные – Тхеравада и Махаяна.
Today, the majority of the followers of Buddhism are divided into these two schools. Сегодня большинство исповедующих буддизм людей принадлежат к одной из этих школ.
Basically Mahayana Buddhism grew out of the Buddha’s teaching that each individual carries within himself the potential for Buddhahood. Буддизм Махаяны произошёл от учения, что каждый обладает внутренним потенциалом достичь состояния Будды.
Theravadins say that this potential can be realised through individual effort. Последователи Тхеравады утверждают, что этот потенциал можно реализовать собственными усилиями.
Mahayanists, on the other hand, believe that they can seek salvation through the intervention of other superior beings called Bodhisatvas. Последователи Махаяны напротив считают, что они могут спастись благодаря помощи существ высокого духовного уровня, называемых Бодхисаттвами.
According to them, Bodhisatvas are future Buddhas who, out of compassion for their fellow human beings, have delayed their own attainment of Buddhahood until they have helped others towards liberation. В учении этой школы считается, что Бодхисаттвы – это будущие Будды, которые из сострадания к другим людям откладывают собственное достижение состояния Будды, чтобы оказывать помощь другим существам на их пути к освобождению.
In spite of this basic difference, however, it must be stressed that doctrinally there is absolutely no disagreement concerning the Dharma as contained in the sacred Tripitaka texts. Несмотря на такое различие в подходах, необходимо обратить внимание на то, что в плане доктрины у двух школ нет расхождений в Дхамме, которая описана в священных текстах Типитаки. Разве последователи Махаяны принимают авторитет Типитаки?
Все комментарии (1)
Because Buddhists have been encouraged by the Master to carefully inquire after the truth, they have been free to interpret the scriptures according to their understanding. Так как Будда поддерживал желание учеников тщательно осмысливать истину, то они были свободны толковать учения в соответствии со своим пониманием.
But above all, both Mahayana and Theravada are one in their acceptance of the Buddha and His teachings as the only method to attain the supreme bliss of Nirvana. Но прежде всего, Махаяна и Тхеравада едины в принятии Будды и его учения как единственного способа достичь высшего счастья Ниббаны.
The areas of agreement between the two schools are as follows: Вот позиции, по которым имеется согласие в обеих школах буддизма:
Both accept Sakyamuni Buddha as the Teacher. Будда Сакьямуни признаётся наставником
The Four Noble Truths are exactly the same in both schools. Четыре Благородные Истины принимаются без различий
The Eightfold Path is exactly the same in both schools. Восьмеричный Благородный путь одинаков в обеих школах
The Pattica-Samuppada or teaching on Dependent Origination is the same in both schools. Учение о взаимообусловленном возникновении (paṭicca samuppāda) одинаково в обеих школах
Both reject the idea of a supreme being who created and governed this world. Отвергается идея существования высшего существа, которое создало и правит этим миром
Both accept karma as taught by the Buddha. Принимается учение Будды о карме
Both accept Anicca, Dukkha, Anatta and Sila, Samadhi, Panna without any difference. Принимается учение о непостоянстве, страдании и безличности, а также о нравственности, сосредоточении и мудрости без различий.
Both reject the belief in an eternal soul. Отрицается вера в вечную душу
Both accept rebirth after death. Принимается учение о перерождении
Both accept Devaloka and Brahmaloka. Принимается существование миров Дэвалока и Брахмалока
Both accept Nirvana is the final goal or salvation Ниббана считается конечной целью или спасением
Some people are of the view that Theravada is selfish because it teaches that people should seek their own salvation. Некоторые полагают, что в практике учения Тхеравады имеет место эгоизм, потому что она учит людей стремиться к собственному спасению.
But how can a selfish person gain Enlightenment? Но как может эгоист достичь Просветления?
Both schools accept the three Yana or Bodhi and consider the Bodhisatva Ideal as the highest. В обеих школах принимаются три Яны или Бодхи, а идеал Бодхисаттвы считается наивысшим.
The Mahayana has created many mystical Bodhisatvas, while the Theravada believes that a Bodhisatva is not a supernatural living being but a person amongst us who devotes his or her entire life for the attainment of perfection, and ultimately becomes a fully Enlightened Buddha for the well-being and happiness of the world. Махаяна учит о существовании мистических Бодхисаттв, а школа Тхеравады считает, что Бодхисаттва – это человек, такой же как и мы, который посвящает всю свою жизнь достижению совершенства и, в конце концов, становится полностью просветлённым Буддой для блага и счастья мира.
The terms Hinayana (Small Vehicle) and Mahayana (Great Vehicle) are not known in the Theravada Pali literature. В палийских текстах Тхеравады не упоминаются термины Хинаяна (малая колесница) и Махаяна (большая колесница).
They are not found in the Pali Canon (Tripitaka) or in the Commentaries on the Tripitaka. Этих терминов нет ни в палийском Каноне (Типитака) ни в комментариях к нему.
Theravada Buddhists generally follow orthodox religious traditions that prevailed in India two thousand five hundred years ago. Буддисты Тхеравады следуют ортодоксальным духовным традициям, которые существовали в Индии 2500 лет назад.
They perform their religious services in the Pali language. They also expect to attain the final goal (Nirvana) by becoming a Supreme Enlightened Buddha, a Pacceka Buddha, or an Arahant. Они совершают свои ритуалы на языке пали и стремятся достичь конечной цели (Ниббаны) став Высшим Буддой, самостоятельно пробудившимся Буддой (Паччекабуддой) или Архатом.
The majority of them prefer the Arahantahood. Большинство предпочитают достижение состояния Архата.
Buddhists in Sri Lanka, Myammar, and Thailand belong to this school2. К школе Тхеравада принадлежат буддисты Шри-Ланки, Бирмы и Тайланда[2].
Their practices are in accordance with the customs and traditions of the countries where they live. Последователи Махаяны не следуют древним традициям. Их практика соответствует обычаям и традициям той страны, в которой они живут.
Mahayanists perform their religious services in their mother tongue. They expect to attain the final goal (Nirvana) by becoming Buddhas. Последователи Махаяны совершают свои ритуалы на родном языке и стремятся достичь конечной цели (Ниббаны), став Буддами.
Hence, they honour both the Buddha and Bodhisatva (one who is destined to be a Buddha) with the same respect. Поэтому они одинаково почитают как Будду, так и Бодхисаттву (того, кому суждено стать Буддой).
Buddhists in China, Japan and Korea belong to this school3. К этой школе принадлежат буддисты Китая, Японии и Кореи[3].
Most of those in Tibet and Mongolia follow another school of Buddhism which is known as Vajrayana4. Большинство жителей Тибета и Монголии следуют ещё одной школе буддизма, которая называется Ваджраяна[4].
According to Buddhist scholars this school inclines more towards the Mahayana sect. Исследователи буддизма считают, что эта школа в значительной степени близка Махаяне.
It is universally accepted by scholars that the terms Hinayana and Mahayana are later innovations. Все исследователи признают, что термины Хинаяна и Махаяна не существовали изначально, а были изобретены позже.
Historically speaking, the Theravada already existed long before these terms came into being. С исторической точки зрения Тхеравада существовала ещё до того, как эти термины появились.
That Theravada, considered to include the original teaching of the Buddha, was introduced to Sri Lanka and established there in the 3rd century B.C., during the time of Emperor Asoka of India. Та самая Тхеравада считается исходным учением Будды и она была принесена на Шри-Ланку и обосновалась там в третьем веке до н.э., что было во время правления императора Ашоки в Индии. &nbsp;
At that time there was nothing called Mahayana. Махаяны в то время ещё не существовало.
Mahayana as such appeared much later, about the beginning of the Christian Era. Махаяна как таковая возникла гораздо позже, где-то в начале нашей эры.
Buddhism that was introduced to Sri Lanka, with its Tripitaka and Commentaries, in the 3rd Century B.C., remained there intact as Theravada, and did not become involved in the Hinayana—Mahayana dispute that developed later in India. Буддизм, который пришёл на Шри-Ланку в третьем веке до н.э. вместе с Типитакой и комментариями, существовал в форме Тхеравады и не участвовал в споре между Хинаяной и Махаяной, который позже состоялся в Индии.
It seems therefore not legitimate to include Theravada in either of these two categories. Поэтому неуместно включать Тхераваду в одну из этих категорий.
However, after the inauguration of the World Fellowship of Buddhists in 1950, well-informed people, both in the East and in the West, use the term Theravada, and not the term Hinayana, with reference to Buddhism prevalent in South-east Asian countries. После формирования в 1950 году всемирного братства буддистов (World Fellowship of Buddhists), образованные люди как на Востоке, так и на Западе стали использовать термин Тхеравада, а не Хинаяна для обозначения буддизма, преобладающего в юго-восточной Азии.
There are still outmoded people who use the term Hinayana. Хотя до сих пор есть люди, которые используют этот устаревший термин "Хинаяна".
In fact, the Samadhi Nirmorcana Sutra (a Mahayana Sutra) clearly says that it is Sravakayana—Theravada and the Mahayana constitute one Yana (ekayana) and that they are not two different and distinct ‘vehicles’. Принадлежащая Махаяне "Самадхи Нирморчана Сутра" чётко говорит о том, что Шравакаяна (Тхеравада) и Махаяна составляют одну Яну (экаяну), то есть они не являются двумя разными колесницами.
It must be emphasised here that although different schools of Buddhism held different opinions on the teaching of the Buddha, they never had any violence or bloodshed and have co-existed peacefully for more than two thousand years. Нужно отметить, что хотя эти школы придерживаются различных мнений по поводу учений Будды, между ними никогда не было места насилию и кровопролитию за более чем две тысячи лет мирного сосуществования.
Certainly neither party conducted a religious war or any other kind of aggression against the other throughout history. Совершенно точно, что за этот длительный исторический период ни одна из сторон не пыталась развязать против другой религиозных войн или агрессии.
This is the uniqueness of Buddhist tolerance. В этом уникальность буддийской терпимости.
For a short, excellent exposition on this topic, read Dr. W. Rahula, ‘ Theravada and Mahayana Buddhism’ published by The Buddhist Missionary Society. 1. Эта тема также хорошо рассмотрена в статье В. Рахулы "буддизм Тхеравады и буддизм Махаяны". (переведена мной на русский язык - прим. пер.) на http://www.dhamma.ru
Все комментарии (1)
Editor's notes Примечания редактора
Editor's note 04-05-1 2. Кроме того последователи Тхеравады составляют большинство населения в Камбодже и Лаосе, а некоторое число проживают во Вьетнаме, Индии, Бангладеш и Малайзии. Общая численность последователей этой школы в мире насчитывает 130-150 млн. чел.
Editor's note 04-05-2 3. Кроме того последователи Махаяны составляют большинство населения во Вьетнаме и Тайване, а некоторое число проживает в Сингапуре, Малайзии, Индонезии, Индии и Непале. Общую численность последователей Махаяны оценить очень трудно в силу поликонфессиональности многих её последователей, когда человек может частично исповедовать две (Синто – в Японии) или даже три (Даосизм, Конфуцианство – Китай, Корея) религии. По различным оценкам махаянистов в мире от 280-300 до 800 млн. чел.
Editor's note 04-05-3 4. Кроме того последователи Ваджраяны составляют основное население Бутана, и проживают также в Непале, России (Калмыкия, Бурятия, Тыва) и Индии. Число последователей Ваджраяны не превышает 20 млн. чел.
<<Назад
Абсолютная Истина
Оглавление Далее>>
Глава 5. Основные учения

Редакция перевода от 01.07.2015 19:43