Материалы для изучения наставления об удивительном и необычайном (МН 123)

Опубликовано khantibalo от

Это наставление начинается с того, что монахи начали обсуждать способность Будды познавать во всех подробностях жизнь и качества будд прошлого. Почтенный Ананда подтверждает, что будды обладают убедительными качествами. На этом их беседа была прервана приходом самого Будды и когда он узнал о чём они бедедуют, он попросил почтенного Ананду перечислить удивительные качества Будды. Ананда, исполняя его просьбу, перечисляет следующие качества.

1. осознанное возрождение бодхисатты в мире Тусита

Комментарий объясняет это как в рождении Вессантарой получив право на желание он пожелал возродиться в мире Тусита. Возродившись в мире Тусита он знал "я возродился". Это прерогатива бодхисатты, другим возродившимся сообщают где они возродились.

2. осознанное пребывание бодхисатты в мире Тусита

Комментарий:

3. Acchariyaabbhutasuttavaṇṇanā

"Пребывает": здесь некоторые другие божества находясь там знают "нахожусь", они, одолеваемые сильными желаемыми предметами в шести вратах утрачивают памятование. Не зная поели и попили они или нет, из-за недостатка пищи умирают.
Но разве у бодхисатты таких предметов [в шести вратах] не бывает?
Нельзя сказать, что не бывает.
Ведь он других божеств в десяти аспектах превосходит, но он не даёт предметам чувств себя опьянить, преодолев [притягательную силу] того предмета пребывает.
Поэтому сказано: "Ананда, бодхисатта осознанно и с памятованием пребывает в собрании божеств Тусита."

3. пребывание бодхисатты в мире Тусита в течение всего срока жизни

Комментарий:

3. Acchariyaabbhutasuttavaṇṇanā

"В течение всего срока жизни": разве в других состояниях бытия он не пребывал в течение всего срока жизни?
Да, не пребывал.
Ведь в других случаях, возродившись в мире долгоживущих божеств, [поняв], что здесь невозможно развивать совершенства, закрыв глаза, сделав устремление завершить жизнь, он возрождается в мире людей.
Такое завершение жизни другим не доступно.
Но тогда не было такого понятия как взятие неданного, не было такого понятия как несоблюдение принципов нравственности, благодаря развитию совершенств пребывал в течение всего срока жизни.


4. осознанное снисхождение бодхисатты из мира Тусита в лоно матери

Согласно комментарию Бодхисатта, видя признаки завершения срока жизни и понимая, что в следущей жизни станет Буддой, начал рассматривать 5 предметов: подходящее ли время, в какой стране родиться, в каком сословии родиться, кто будет матерью и сколько времени она проживёт (подробнее тут). Согласно классификации ДН 28 Бодхисатта является тем, кто осознанно снисходит в утробу, находится в утробе и покидает утробу.

5. появление великолепного света в мире, когда бодхисатта снизошёл в лоно матери, благодаря чему некоторые существа получают возможность видеть друг друга

Комментарий говорит, что те существа, что получают возможность видеть друг друга - это обитатели адов между мирами, где рождаются существа, совершившие тяжкие злодеяния против родителей или праведных отшельников.

6. охрана божествами бодхисатты в чреве матери
7. мать бодхисатты неукоснительно следует пяти предписаниям с момента снисхождения бодхисатты
8. с момента снисхождения бодхисатты у матери нет похотливых мыслей к мужчинам и она недоступна для других мужчин
9. обретение матерью бодхисатты пяти связок чувственных удовольствий
10. возможность для матери видеть ребёнка в своём чреве, отсутствие болезней и утомления
11. смерть матери через семь дней после рождения бодхисатты и возрождение её в мире Тусита
12. мать вынашивает бодхисатту ровно десять месяцев
13. мать рожает бодхисатту стоя
14. после рождения бодхисатту сначала принимают божества, потом люди
15. божества отдают бодхисатту людям с восклицанием, восхваляющим его величие
16. бодхисатта рождается незапятнанным нечистотами тела
17. с неба на новорождённого бодхисатту и мать проливается два потока, чтобы омыть их
18. после рождения бодхисатта ставит ноги на землю и делает семь шагов на север, рыча львиным рыком о своём превосходстве

Комментарий объясняет:

3. Acchariyaabbhutasuttavaṇṇanā
Шёл видимый, однако для толпы народа он был как будто невидим.
Шёл голым, однако для толпы народа он был как будто в украшениях.
Шёл маленьким, однако для народа он был как будто 16-летний.
Но потом стал как совсем маленький, не такой как казался.
19. появление великолепного света в мире, когда бодхисатта родился
20. землетрясение, когда бодхисатта родился

По окончании речи Ананды Будда предлагает запомнить ещё одно качество Будды. Оно состоит в том, что Будда знает, когда возникают, существуют и исчезают ощущения, распознавания и мысли. Хотя комментарий не говорит об этом, Бхиккху Бодхи справедливо подмечает, что это качество является замым замечательным среди всех, что были перечислены.