Медитация на дыхании (по Висуддхимагге)

Опубликовано khantibalo от 20 мая, 2019 - 19:24

Чтобы достичь архатства, основой которого является 4 уровень поглощённости на памятовании о дыхании, практикующий должен очистить нравственность и изучить предмет медитации от учителя.

Усвоив предмет медитации, практикующий должен удалиться в одно из подходящих мест (лес и проч.), сесть как было описано (скрестив ноги, спина прямая) и вдохновить свой ум воспоминанием о трёх драгоценностях.

1. Первый этап практики состоит в использовании счёта дыханий. Не следует считать меньше 5, заходить выше 10 или делать разрывы.
Сначала следует считать медленно, т.е. поздно. Нужно выбрать вдох или выдох, в зависимости от того, что более заметно практикующему. После того, как вдох (или выдох) произошёл, следует отметить "один, один", после следующего "два, два" и т.д. до десяти.
Затем можно перейти к быстрому счёту, когда счёт ведётся не после, а во время события. (Прим. khantibalo: современные учителя также предлагают разные варианты счёта)
Благодаря этому ум собирается.
На этом этапе следует держать ум на месте касания воздуха, не отслеживая воздух внутри или вне тела.
Счёт следует использовать до момента, когда памятование удерживается на вдохах и выдохах без счёта.

2. Второй этап состоит в направлении внимания путём соединения.
Соединение - это непрерывное следование с памятованием за вдохом и выдохом после того, как счёт был отброшен.
Это не является следованием за началом, серединой и концом (как было объяснено в разделе о 1 четвёрке).

3. Третий этап состоит в направлении внимания путём касания и фиксации.
Здесь дыхания соединяются путём памятования в том месте, где они касаются, и фиксации ума путём поглощённости (джханы). Это и есть направление внимания путём соединения, касания и фиксации.
Практикующий садится с памятованием о знаке (знаком является кончик носа или верхняя губа) в том самом месте и с памятованием следует за началом, серединой и концом вдохов и выдохов в том месте, где они касаются по мере прихода и ухода. Удерживая ум зафиксированным в том месте, он затем видит их без ухода со своего места, чтобы разглядеть их. Также ему нет дела до уже законченных вдохов и ещё не начавшихся выдохов.

При направлении ума на этот предмет медитации у практикующего через некоторое время появляется знак и тогда достигается фиксация, т.е. джхана с её факторами.

Может наступить момент, когда дыхание утеряно и не становится всё более ясным. В этом его отличие от других объектов медитации, которые со временем становятся всё более ясными. Практикующий в этом случае не должен прекращать практику или идти за консультацией. Следует продолжать направлять внимание на то место, где дыхания обычно касаются тела - это кончик носа у человека с длинным носом или верхняя губа у человека с коротким носом. Со временем дыхание проявится снова на том же самом месте.

В этой медитации знак может быть разным у разных практикующих: звезда, горсть драгоценных камней, клуб дыма, диск луны и т.п.
В комментарии сказано, что под знаком понимается знак обучения и знак двойник, а в представленном списке присутствуют и тот и другой.

4 этап - фиксация. Следует зафиксировать ум на этом знаке, с этого момента медитация продолжается путём только фиксации.

5-6 этапы - наблюдение и отступление. При возникновении знака подавляются помехи, памятование устанавливается, ум собран в сосредоточении доступа. Практикующий не должен направлять внимание на цвет или рассматривать конкретную характеристику. Следует тщательно охранять знак, избегая непододящего жилища и прочего. Путём многократного внимания он должен способствовать росту и развитию знака, развивая десятифакторный навык. Так он приходит к четырёх- или пятичастной поглощённости ума и достигает в ней совершенства пятью способами.

7-8 этапы - очищение и пересмотр. Эту поглощённость ума он может использовать для практики прозрения. Выйдя из состояния поглощённости он видит, что вдохи и выдохи имеют своим источником физическое тело и ум. Вдохи, выдохи и тело он определяет как материальное, а ум и умственные процессы - как умственное. Затем он приписывает им три характеристики и путём отслеживания возникновения и исчезновения становится бесстрастным ко всему конструированному. Страсть затухает и он становится освобождённым через достижение 4 путей и плодов. Он обретает 19 знаний пересмотра и этот пересмотр является последним шагом в практике.