Медитация на тему смерти (по Висуддхимагге)

Опубликовано khantibalo от 20 мая, 2019 - 19:11

Под смертью здесь подразумевается прерывание способности жить, классифицируемое следующим образом:

  • своевременная смерть
    • от исчерпания заслуг - когда исчерпана камма, породившая текущую жизни
    • от исчерпания времени жизни - когда закончился отведённый для данного типа существ срок жизни
    • от исчерпания заслуг и времени жизни
  • несвоевременная смерть (из-за нападения с помощью оружия и др.)

Общие указания по практике (первый способ)

Необходимо уйти в уединённое место и найти тех существ, кто умер или был убит, и кого ранее практикующий наблюдал наслаждающимися всевозможными благами. Следует направлять на них основательное внимание следующим образом: "смерть наступит, способность жить будет прервана" или "смерть, смерть". Это следует делать с памятованием, чувством срочности и знанием.

Основательное внимание здесь означает не направление такого внимания на [возможную] смерть живых людей, в особенности дорогих, неприятных, безразличных и себя самого.

Для некоторых этого может быть достаточно для достижения сосредоточения доступа.

Второй способ

Воспоминание о смерти восемью способами.

1. Смерть как имеющая облик убийцы

Смерть приходит с рождения и подобна убийце с занесённым мечом. Она приходит с рождением и забирает жизнь. Жизнь всегда идёт в направлении к смерти (через старение и проч.) и никогда не поворачивает вспять. Смерть уносит жизнь и никогда не возвращает её назад. Метафора с поганками, с солнцем, с ручьём и другие.

2. Смерть как разрушение успеха

Смерть окончательно разрушает успех жизни: здоровье заканчивается болезнью, молодость - старостью, жизнь - смертью. В СН 3.136 говорится, что старость и смерть наступает на людей всех сословий и никакими средствами её не победить. Также пример императора Асоки (Ашоки) завоевавшего весь мир и совершившего огромные благодеяния, которому пришлось умереть не смотря на всё это.

3. Смерть путём сравнения себя с другими

Следующее размышление: "Смерть пришла даже к этим выдающимся существам, что уж говорить обо мне".

  • к обладающим огромной славой - Махасудассана из ДН17 и персонажи джатак
  • к обладающим большими заслугами - персонажи из историй в тексте Висуддхимагги и комментариев
  • к обладающим огромной силой - персонажи джатак
  • к обладающим огромными сверхсилами - Махамоггаллана
  • к обладающим огромной мудростью - Сарипутта
  • к паччекабуддам - хотя они самостоятельно достигли прекращения влечений, смерти не избежали (перечень в МН116)
  • к постигшим в совершенстве буддами - Будда со всеми его силами, величием и заслугами

4. Смерть как деление этого тела со многими

  • в теле живёт 80 семей червей - из-за расстройства этих червей тело может умереть
  • в теле живёт множество болезней - они могут привести к смерти
  • все виды несчастий (будущие опасности) попадают в тело как стрелы в мишень - они тоже могут привести к смерти

5. Смерть как хрупкость жизни

Жизнь прерывается:

  • при расстройстве дыхания
  • при неравномерной смене положений тела
  • при неравномерном (воз)действии холода и жары
  • при расстройстве первоэлементов
  • при отсутствии своевременного получения грубой пищи

6. Смерть как неопределённое, непредсказуемое событие

Следующие вещи не определены:

  • продолжительность жизни - не указано заранее сколько должно быть прожито. Смерть может наступить в любой момент жизни, в т.ч. в утробе матери.
  • болезнь, от которой произойдёт смерть - нет какой-то одной определённой болезни, от которой умирают существа
  • время смерти - время суток, в которое происходит смерть, не фиксирована
  • где будет лежать тело - нет чёткого определения, что оно будет лежать в деревне, в городе, в море, на суше и т.п.
  • удел - неизвестно где произойдёт перерождение, оно не зависит от того, в каком мире существо умерло

7. Смерть как ограниченность срока

Продолжительность жизни человека сейчас столь невелика (~100 лет), что невозможно быть уверенным в ней даже на срок, требуемый для пережёвывания 4-5 комков пищи или вдох и выдох. Семь метафор из Арака сутты (АН7.70).

8. Смерть как кратковременность момента

В истинном смысле срок жизни существ составляет один момент ума, после которого можно говорить об исчезновении существа. Метафора с колесом, которое касается земли всегда в одной точке.

Итог

Воспоминание о смерти с помощью любого из этих восьми способов может привести к сосредоточению доступа, но полная поглощённость с этим объектом не достигается.