Вера в вечность и вера в уничтожение

Опубликовано khantibalo от
<<Назад
Закон о взаимообусловленном возникновении
Оглавление Далее>>
Можно ли узнать первопричину?
Перевод Таблица Оригинал

Вера в вечность и вера в уничтожение

Будда отвергал обе крайности веры в вечность и веры в уничтожение

Чтобы развить Правильное Понимание или Совершенное Понимание, мы должны быть знакомы с двумя взглядами, которые считаются несовершенными или ошибочными.

Первый взгляд – это вера в вечность. В основу этой доктрины положено существование вечной жизни или вечных существ. Ещё до Будды существовало учение о том, что есть некое неизменное вечное существо, и человек может обеспечить себе вечную жизнь, если будет оберегать свою вечную душу [от пороков, грехов], чтобы пребывать в единении с этим высшим существом. В буддизме такое учение называется sassata diṭṭhi – ошибочный взгляд верующих в вечность. Подобные взгляды существуют даже в современном мире благодаря жажде вечной жизни, имеющейся у людей.

Почему Будда отрицал учение о вечности? Потому, что когда мы понимаем объекты этого мира такими, какие они есть, то не можем найти чего-то, что постоянно или существует вечно. Объекты изменяются и продолжают изменяться в соответствии с изменчивыми условиями, от которых они зависят. Когда мы анализируем объекты через их составляющие или через реальность, то не можем найти в них вечную сущность. Вот почему вера в вечность считается ложной или неверной.

Второй ложный взгляд – это вера в уничтожение, последователи которой считают, что после смерти нет перерождения. Этот взгляд принадлежит философии материализма, которая не принимает знание об умственной обусловленности. Придерживаться философии материализма означает понимать жизнь только частично. Вера в уничтожение игнорирует ту часть жизни, которая относится к умственной обусловленности. Если кто-то заявляет, что после смерти или угасания жизни, она не возобновляется, то он отрицает и непрерывность умственных условий[1]. Чтобы понять жизнь, необходимо рассмотреть все условия, как умственные, так и материальные. Когда мы понимаем умственные и материальные условия, то нельзя сказать, что жизнь после смерти не существует и что после оставления этого мира не происходит новое становление. Данный взгляд на существование считается ошибочным, потому что он основан на неполном понимании реальности. Вот почему Будда отвергал его. Достаточно учения о карме, чтобы доказать, что Будда не учил уничтожению после смерти. буддизм признаёт "выживание" не в том смысле, что есть вечная душа, а в смысле возобновляемого становления или умственной непрерывности.

В течение всего долгого периода учительства Будда открыто осуждал диспуты, сопровождающиеся умозрительными заключениями. В шестом веке до нашей эры в Индии был значительный уровень интеллектуальной активности, в которую были вовлечены учёные, йоги, философы, короли и даже обычные люди. Они постоянно участвовали в философских спорах на предмет человеческого существования. &nbsp; Споры нередко велись на темы, которые не заслуживали внимания или были совершенно неуместны. Люди тратили впустую своё ценное время в длительных диспутах на различные темы. Они были больше заинтересованы доказать свою силу в гимнастике ума, чем в поиске настоящих решений тех проблем, которые окружают человечество. (В 18 веке писатель Джонатан Свифт высмеивал подобное прошлое Англии в книге "Путешествия Гулливера". В ней лилипуты развязали войну из-за разногласий на предмет того, с какого конца нужно разбивать яйцо.)

Будда также отказывался принимать участие в умозрительных рассуждениях о Вселенной. Он ясно сказал, что проблема, с которой столкнулось человечество, находится не в прошлом и не в будущем, а в настоящем. Изучение веры в вечность или в уничтожение не может помочь человеку разорвать оковы в настоящем, которые привязывают к существованию и которые являются источником всего чувства неудовлетворённости (dukkha), появляющегося от неспособности человека в полной мере удовлетворить свои желания. Будда учил, что перед тем, как человек начнёт путь к Ниббане, ему нужно развить Правильное Понимание. Достичь чего-то можно только тогда, когда практикующий точно знает, что он ищет.


1. Умственные условия здесь означают момент ума воссоединения, который обуславливает будущую жизнь. Комментарий Чтобы могла начаться жизнь, необходимо присутствие нескольких элементов - мать [и отец] должны быть в состоянии иметь детей, должно произойти слияние яйцеклетки и сперматозоида и должно присутствовать сознание существа, ищущего перерождение. Если все три эти фактора одновременно не присутствуют, то зачатия не происходит. Материалисты считают необходимым присутствие только двух факторов. Они отрицают необходимость наличия сознания существа, ищущего перерождения.

<<Назад
Закон о взаимообусловленном возникновении
Оглавление Далее>>
Можно ли узнать первопричину?

Редакция перевода от 01.07.2015 19:47